ТЕАТР.DOC /
на главную страницу перейти
 

БЛОГ ЕЛЕНЫ ГРЕМИНОЙ

Интервью Елена Греминой о спектакле "ВОЙНА БЛИЗКО" украинскому новостному порталу.

06.10.2016


«Я не крепостной, чтобы продавать меня вместе с землей». «Суд оккупантов не может быть справедливым по определению». «Трусость - самый главный, самый страшный грех на земле». «Единственное, что я могу пожелать России, - научиться не бояться». «Слава Украине!» - «Героям слава!..» Трудно поверить, но эти слова звучат сейчас, при существующих обстоятельствах, в центре Москвы - и не на кухне, в разговорах «между своими», а с театральной сцены.
«Война близко» - спектакль, поставленный в московском Театре.doc драматургом, режиссером Еленой Греминой. Среди главных героев - Олег Сенцов, Геннадий Афанасьев, Александр Кольченко, Алексей Чирний...
За долгие дни, недели, месяцы судебных разбирательств фамилии этих украинских политзаключенных стали в России привычными. Однако в понедельник - информационный взрыв: в Москве арестовали нашего коллегу, собкора Укринформа в Париже Романа Сущенко. Еще одна фамилия пополнила длинный ряд. Еще один «шпион». Еще одно «дело», развитие которого предсказать невозможно. Зато хорошо известна, в том числе и по «делу Сенцова», методика следствия - давление, изоляция, недопуск адвокатов.
Увы, для одних - война близко, для других она уже наступила и продолжается...
«СПЕЦСЛУЖБИСТЫ НА СПЕКТАКЛИ ПРИХОДИЛИ, НО ДЕМАРШЕЙ ПОКА НЕ УСТРАИВАЛИ»
- Елена Анатольевна, понятно, что дело Романа Сущенко сейчас только в начальной стадии. И, тем не менее, что вы думаете об этом аресте? Какие эмоции вызвала у вас эта новость?
- Вот сейчас для проекта «Брехтовские чтения» я исследую жизнь драматурга, создателя русского документального театра Сергея Третьякова, расстрелянного в 1937 году, его обвинили в том, что он японский шпион. Обвинить можно в чем угодно. Это игры жестоких людей.
И еще - я в который раз восхищаюсь нашими правозащитниками, такими как Зоя Светова, «обнаружившая» в Лефортовской тюрьме Сущенко. Эти люди в условиях огромного давления на них выполняют свой долг. Мы, кстати, только что поставили новый спектакль - «Правозащитники, несколько слов о врагах народа и государства». Зоя Светова там - одна из героев.
В Москве многие считают, что Олег Сенцов вообще уже в Киеве
- Почему вы взялись за дело Сенцова, почему захотелось сделать спектакль «Война близко»?
- У меня такое ощущение, что об этом деле начали забывать. Тем более, прошла информация, что Олега собрались «менять». И казалось - вот-вот, еще чуть-чуть... Представьте себе, в Москве многие считают, что он вообще уже в Киеве! А мы напоминаем - нет, ничего не изменилось, безвинный человек по-прежнему в заключении!
- Россиянам напоминаете?
- Да всем. Всем! И украинцам в том числе. У меня нет ощущения, что Украина прилагает какие-то активные усилия для освобождения Сенцова и Кольченко. Мне - со стороны - кажется, что все в каком-то спящем режиме. Но так не должно быть. Нельзя позволить, чтобы забыли!
Я следила за развитием этого дела с самого начала - с возмущением, как и все нормальные люди. Как только вынесли приговор, мы решили, что будем ставить спектакль по этому процессу. Нам помогли достать реальные документы дела. Стали репетировать. Изначально предполагалось, что спектакль будет посвящен только делу Сенцова, однако в процессе работы концепция несколько изменилась. Нам прислали текст из Луганска - дневник предпринимателя, который попросил передать свои записи в Театр.doc. Простой, документирующий реальность текст о том, как война вползает в мирный город, а люди смотрят - и не отдают себе отчет в том, что происходит. Поначалу этот предприниматель верит, что скоро придет украинская армия и наведет порядок, а потом он осознает, что должен спасать свою семью сам, прятать, увозить, искать варианты выживания, и никто не пожалеет, потому что - война. Кругом смерть, паника, беженцы. Врущие СМИ.
- Врущие СМИ - это уже вторая часть спектакля.
- Да. Опять же, пока репетировали, очень известный английский драматург Марк Равенхиллподарил Театру.doc свою пьесу «Ваши голоса» - о манипуляциях с общественным сознанием, промывании мозгов на примере военных действий в Сирии. Этот материал тоже оказался очень в тему - роль СМИ в современных войнах... И, наконец, кульминация спектакля - Крым, сфабрикованное дело Сенцова. Война не просто вошла в твой дом, она приставила нож к твоему горлу, нежданно-негаданно брошен вызов именно тебе, и ты оказался перед выбором - стать жертвой или героем. Кто-то оказывается героем, кто-то нет.
- Главный акцент спектакля - выбор, который делают Афанасьев и Чирний.
- Это сильная драматическая коллизия, история, к которой эмоционально легко подключиться. Одно дело - Олег Сенцов, Александр Кольченко - они сразу вели себя стойко. Их били, пытали, но они смогли выдержать. А Геннадий Афанасьев, он как бы договорился с мучителями, пошел на сделку. И вдруг - на суде - от всего отказался, решился сказать правду. Чирний не решился на это, а он решился. Представьте себе масштаб этого вызова!.. Я счастлива, что сейчас Геннадий уже дома, со своей замечательной мамой Ольгой, с которой я не раз общалась по интернету. Положение его в тюрьме было исключительно опасным, поскольку он нарушил этот так называемый договор.
Да, история Геннадия меня сильно зацепила, потому что все мы обычные люди, каждый не знает, как поведет себя, если будут давить, угрожать смертью, если человеческое достоинство будет растоптано, если придется терпеть ужасную боль. А этот молодой человек узнал, прошел через все - и нашел в себе силы выйти на новую точку, позволяющую начать сначала.
- Когда артист, играющий Афанасьева, отказывается от оговора, и когда исполнитель роли Сенцова произносит свое знаменитое «последнее слово» на фоне реальных фотографий, сделанных в суде, - мороз по коже...
- Я всегда в зале, слежу - как реагирует публика. Все смотрят, не отрываясь. Никаких мобильников, ничего такого, все очень вовлечены, сопереживают.
- Спецслужбисты, провокаторы уже приходили?
- А как же. Первый раз мы сыграли «Войну» в августе, в годовщину вынесения приговора Сенцову и Кольченко. Теперь играем дважды в месяц. И спецслужбисты пару раз приходили. Постоянно фотографировали. Особенно тот момент, когда на человека после пыток надевают футболку с надписью «Крымнаш». Как ненормальные, во всех ракурсах щелкали. Демаршей пока не устраивали, но мы в принципе ко всему готовы, нас этим уже не удивишь.
«ЕСЛИ МЫ СТАВИМ СПЕКТАКЛЬ «ВОЙНА БЛИЗКО», ЗНАЧИТ, ГОТОВЫ РИСКОВАТЬ»
- «Готовы ко всему» - стало быть, и к очередному переезду. А ведь только год с небольшим, как на новом месте прижились. Тяжко!
- Тяжко было после первого выселения в 2014-м. Тогда мы лишились нашего заветного подвальчика рядом с Тверской, в котором работали 12 лет. Вот это для меня было сильным стрессом. А потом, когда случилось уже второе выселение из другого помещения после спектакля «Болотное дело» (об арестованных участниках «Марша миллионов» 6 мая 2012 года в центре Москвы на Болотной площади - Ред.), стало как-то легче. Попривыкли.
Нас достаточно трудно угробить: в конце концов, можем хоть в гараже спектакли играть
Театр у нас дешевый - все минимизировано, компактно. В зале - простые стулья. 50 мест. Все проблемы у нас решаемы. Надо переехать за сутки - переезжаем. Когда второй раз переезжали - за две недели сделали ремонт в новом помещении, не прекращая играть спектакли, - и переехали. Да, театральное хозяйство отнимает немало сил, порой голова кругом идет от всех этих гвоздиков, креплений, конструкций. Но, если понадобится, переедем еще раз. Мы не государственный театр, поэтому нас достаточно трудно угробить. В конце концов, можем хоть в гараже спектакли играть.
- В 2014-м Театр.doс пострадал из-за фильма про Майдан, так ведь? Давайте напомним ту историю.
- 30 декабря, перед Новым годом решили устроить просмотр и обсуждение документального фильма «Сильнее, чем оружие» молодых украинских режиссеров, группы «Вавилон 13». Едва начали показ - минуты четыре прошло, не больше - ворвались люди в камуфляже, стали топтать наши декорации, заявили, что в помещении заложена бомба. Самое отвратительнее - с ними были два представителя министерства культуры. До того они приходили к нам, сказали: «Знаете, мы не советуем вам показывать этот фильм». А почему? Мы по уставу имеем право показывать документальные спектакли, фильмы и обсуждать их. С какой стати вы нам запрещаете? «Ну, мы вам не рекомендуем». Решили - все равно будем показывать, что нам теперь, от собственной тени шарахаться?
Но они реально устроили погром. Арестовали троих наших ребят, в том числе украинского драматурга Максима Курочкина. Я в ночь на 31 декабря в фейсбуке написала: нужны адвокаты! Нашла адвокатов. Поехали в УВД «Пресня», вытащили ребят. Правда, с помещением пришлось распрощаться.
- Если не ошибаемся, на том несостоявшемся просмотре вы намеревались собирать средства в помощь Олегу Сенцову, который тогда уже сидел в московском СИЗО.
- Да. Стояла коробка с надписью «Средства в помощь режиссеру Олегу Сенцову». К счастью, никто не успел положить туда деньги. Если б нашли деньги, точно какое-нибудь дело раздули бы. А так - вцепились в коробку - мол, что это? Реквизит для спектакля, элемент декорации. Неправда! Нет, правда, и все, до свиданья.
«Если даже в театре, со сцены, я не смогу говорить правду, как жить вообще?»
- Глупый вопрос: не страшно?
- Все мы взрослые люди, и все понимаем риски. Но если мы ставим спектакль «Война близко», значит, готовы рисковать. Те, кто подписываются на это дело, конечно, готовы. А кто не готов - тот не участвует. К примеру, один артист, который очень хотел со мной работать, прочитав сценарий «Войны», отказался играть. Сказал - нет, я не могу говорить об этих вещах со сцены. В ужасе мне написал. Просто в ужасе. Он должен был играть Афанасьева - ту роль, которую исполняет Николай Мулаков. И он спросил другого нашего артиста Костю Кожевникова - а как ты не боишься? Костя ответил: «Я не боюсь только во сне. Но если даже в театре, в своем маленьком театре, со сцены, я не смогу говорить правду, как жить вообще?»
«БУДЕМ ПИСАТЬ ПИСЬМА СЕНЦОВУ И КОЛЬЧЕНКО»
Единственная и настоящая Россия для меня - которая живет в подполье и ничего от государства не получает, кроме репрессий
- Чувствуете вакуум вокруг себя?
- Нет. Знаете, когда нас выселяли, особенно в первый раз, очень многие пробовали заступиться - руководители театров, народные артисты. Десятки тысяч подписей было собрано под письмами в нашу поддержку. Другое дело, что это не возымело действия. Но стремление помочь было.
А сейчас - вокруг Театра.doc уже сложился свой микромир. Поэтому не могу сказать, что мы находимся в вакууме. У нас есть дружеские связи - с правозащитными организациями, с другой Россией, второй Россией, которая для меня - единственная и настоящая, которая живет в подполье и ничего от государства не получает, кроме репрессий. При этом - помогает людям, делает то, что считает нужным. Насколько возможно. Так что вакуума не чувствую. Наоборот, ощущаю поддержку единомышленников и своих зрителей. Это мое окружение. Люди, которыми я дорожу.
Человеческое сознание, так уж оно устроено, до самого конца оттягивает понимание того, что «война близко»
При всем том, обстановка в стране, конечно, становится хуже год от года. Реализуются самые мерзкие сценарии. А человеческое сознание, так уж оно устроено, до самого конца оттягивает понимание того, что «война близко». Один мой знакомый совершенно справедливо сказал недавно: «Я теперь знаю, как Гитлер захватил власть в Германии. Я понимаю, как это происходит». Мы теряем одну свободу за другой, нас прижимают и теснят, но люди объясняют себе: нет другого выхода, надо принять, надо подчиниться.
Не надо! Именно об этом последнее слово Олега Сенцова. Он сказал: «Трусость - самый главный, самый страшный грех на земле... Единственное, что я могу пожелать россиянам, - научиться не бояться».
- В финалах ваших спектаклей - всегда призыв к зрителям. «Болотное дело» заканчивается песней «Сбейте оковы. Дайте мне волю. Я научу вас свободу любить». А в «Войне» - в луче света - остается Геннадий Афанасьев с поднятой рукой. Как символ сопротивления. Идея понятна - вы предлагаете зрителям поднять руку, подхватить песню. Но зал-то, увы, не подхватывает.
В мае 2015-го «песню свободы» зрители еще подхватывали. Теперь перестали
- Подхватывали. В мае 2015-го, на премьерных спектаклях «Болотного дела» еще подхватывали. Теперь перестали. А недавно, 18 сентября, в день российских выборов, когда мы давали как раз «Болотное дело», люди в зале плакали. Мне артисты сказали, у нас же от сцены до зала рукой подать, все видно.
- После «Болотного дела» зрители могут остаться и написать письма «узникам Болотной». А почему вы не предлагаете писать такие же письма Сенцову и Кольченко?
- Обязательно будем писать, начнем в октябре. Недавно я точно узнала, на какие адреса отправлять и как послать письма, чтобы гарантированно дошли. Непременно будем писать. Я знаю, что это многое значит для людей в заключении. Освободившиеся «болотники» рассказывали, приходили к нам на спектакль, посвященный им же. И Олег Сенцов, я надеюсь, когда-нибудь увидит наш спектакль о себе. А весь тот ужас, который он пережил и переживает сейчас, станет для него, прекрасного режиссера, опытом, который можно конвертировать в творчество.
- И еще очень хочется верить, что вам, нам всем не придется писать письма Роману Сущенко. Что вам не придется делать следующий спектакль о нем...
Рита Болотская, Евгения Богоявленская, Москва

 
МАРТ АПРЕЛЬ
01
События 1 марта 2017
20:00 ФУНДАМЕНТАЛИСТЫ
02
03
События 3 марта 2017
20:00 ВЫЙТИ ИЗ ШКАФА
20:00 ЯЗЫЧНИКИ
06
07
08
События 8 марта 2017
20:00 24 +
20:00 НОСИТЕЛЬ: ИЗБРАННОЕ
10
События 10 марта 2017
20:00 АКТЕРЫ
20:00 ВОЙНА БЛИЗКО
11
События 11 марта 2017
20:00 ДЛЯ ТАНГО ДВОЕ НЕ НУЖНЫ
20:00 КАНТГРАД
13
14
15
События 15 марта 2017
20:00 КАСТИНГ
16
События 16 марта 2017
20:00 БЕРЛУСПУТИН
(«L'anomalo bicefalo»)

17
События 17 марта 2017
20:00 ЛИР - КЛЕЩ
20:00 ПРОСТИТЬ ИЗМЕНУ
20
События 20 марта 2017
20:00 24 +
20:00 ПИР
22
События 22 марта 2017
20:00 БРЕХТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
В ТЕАТРЕ.DOC

20:00 КАНТГРАД
24
События 24 марта 2017
20:00 АКТЕРЫ
20:00 РАЗОРВИТЕ НАШУ СВЯЗЬ
27
События 27 марта 2017
20:00 24 +
20:00 ПАХОМ И ПЕВЧИЕ
28
События 28 марта 2017
20:00 НОВАЯ АНТИГОНА
20:00 ПРОСТИТЬ ИЗМЕНУ
29
События 29 марта 2017
20:00 МОЛЧИ, ЭДИП
20:00 ЯЗЫЧНИКИ
30
События 30 марта 2017
20:00 КАСТИНГ
20:00 ТИБЕТСКАЯ КНИГА МЕРТВЫХ





ПОСОВЕТУЙ








Пожертвования

ПОИСК

ПАРТНЕРЫ


КОНТАКТЫ

Театр.doc
Москва, Малый Казенный переулок, 12

АНО ЦНД «Документальная сцена»


Схема проезда