Драматург Михаил Угаров: "Настоящая драматургия происходит в реальности"

5 мая 2011 г.
  • О событии
– Театр.doc был основан в 2001 году. Тогда еще не произошел теракт в Беслане, а Сергей Магнитский был благополучным юристом. Как вы превратились в театр, способный реагировать на теракты и гибель заключенного?

– Любопытно, что в начале 2000-х было огромное количество театров-подвалов. Они либо исчезли, либо остались на уровне самодеятельности. Мы выжили. Театр.doc – документальный театр, жестко привязанный к действительности. Он начался с семинаров, где разрабатывалась техника verbatim: интервью с реальными людьми, использование реальных историй. Именно они волнуют.

Меня совсем не интересуют VIP-персоны. Взять, например, XIX век. Сохранились письма и мемуары лишь довольно известных людей. VIP- персона очень жестко цензурирует свою жизнь: Толстой, Достоевский, Чехов или их жены тщательно отбирали факты. В результате осталась невосполнимая брешь. А меня интересовал быт рядового человека XIX века: как ходили в туалет, как ели, в чем спали, носили ли трусы или только панталоны. Ни у одного из крупных писателей я не смог этого найти. Нашел у писателей четвертого ряда – мелких бытописателей, которых ругали критики и которые ругали сами себя. Не передать мою благодарность им: это они нарисовали эпоху.

Именно эти детали жизни обычных людей казались нам важными при создании театра. Возник вопрос: как ставить и как играть собранный материал? Оказалось, что традиционная актерская школа слишком театральна и искусственна для этого. После многих усилий сложилась группа актеров, которые имеют вкус к такой игре. В основном это молодые актеры московских "больших" театров, которым в этих театрах не понравилось. Опыт показывает, что человек, окончивший театральную школу, через три-пять лет испытывает кризис, разочаровывается в профессии. Тогда начинаются поиски. Кто-то успокаивается и относится к игре как к службе, которую надо исполнять. А кто-то не успокаивается. Эти люди зачастую бросают известный театр с хорошим имиджем и становятся продюсерами своей судьбы. В Театре.doc такая система: труппы нет, актер может в любую минуту встать и уйти, если ему не интересно. Поэтому знаешь, что с тобой остались те актеры, кто пойдет до конца.

Есть и вторая причина, повлиявшая на театр: его создавали драматурги. Драматурги, в отличие от режиссеров и актеров, имеют гражданскую позицию. Такова профессия: актер каждый день играет разных людей, а режиссер – снимает. Зачем в таком случае личная позиция, думают многие из них?

– Вы сознательно предлагали альтернативу журналистике?

Читать интервью полностью на "Радио свобода"