Две головы, хорошо

16 февраля 2012 г.
Две головы, хорошо
  • О событии
Матвей Коровин, Газета.Ru, 16 февраля 2012 г.

Театр.doc отметил свое десятилетие постановкой «Берлуспутин» режиссера Варвары Фаэр по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо.

Спектакль начинается вполне прозаично. На сцене обсуждают детали предстоящей работы актриса и режиссер (актеры Евдокия Германова и Сергей Епишев). Фильм, в котором будет сниматься Германова, вызывает ощущение, что его создатели немного не в себе: Берлускони погиб, Путин ранен, врачи пересадили часть мозга итальянца его русскому другу – и вот тут-то начинается все самое интересное. Актриса – жена Путина по очереди встречается с врачом и духовником, которым она жалуется на свою нелегкую женскую долю, и постоперационным Путиным – тот щеголяет в опоясывающей голову повязке и накладном торсе, периодически сходит с ума и начинает нести чушь на двух языках. Он здесь персонаж не действующий, а страдающий, и для него происходящее – трагедия как в прямом, так и в античном смысле слова.

Даже тогда, когда он пытается взять ситуацию (и власть) в свои руки, бедному «двумозглому» существу катастрофически не везет.

Премьер-министру, кандидату в президенты Российской Федерации в этой пьесе мало не покажется. Драматург Дарио Фо и режиссер Варвара Фаэр припоминают Путину в буквальном смысле всё – знаменитые слова и выражения, ставшие предметами насмешек, а затем и мемами: закрытое уголовное дело, бандерлогов, амфоры, голый торс, горные лыжи, презервативы… Но едва начинает казаться, что попал на какой-то оппозиционный вечер сатиры и юмора, как герои «выходят из кадра»: картина меняется, и Епишев с Германовой уже не переигрывают, а снова превращаются в циника-режиссера и подневольную актрису, выслушивающую наставления на следующий съемочный день. Эти выключения из фарса с карнавалом в почти документальное существование создают эффект «отъезжающей камеры»: вот фарс – а вот его репетиция; вот политический карнавал на грани фола – а вот его рамки.

А внутри рамок в ход идет все: видео из Youtube и песня «Наш дурдом голосует за Путина» группы «Рабфак» (стилистически неуловимо рифмующейся с эстетикой пьесы Дарио Фо), маска Добби из «Гарри Поттера», в которую превращается лицо Путина не то после очередного сеанса электрошоковой терапии, не то от известия, что Ходорковский и Навальный не только на свободе, но и уже в Белом доме…

Не лишен спектакль и почти детективной политической интриги, разрешение которой состоится лишь в самом финале – с появлением в пьесе Хиллари Клинтон.

Дарио Фо с его «Двухголовой аномалией», по которой поставлен «Берлуспутин», можно было бы счесть политически озабоченным фриком, если бы не полвека работы в театре (причем в самых актуальных традициях, наследником которых был Фо) и не Нобелевская премия по литературе за 1997 год. В его пьесах переплетается брехтовский театр и театр площадной, ярмарочный, комедия дель арте обнимает агитпроп, а «док» пляшет в обнимку с гротеском. Нынешняя пьеса была написана им в ходе импровизаций, партнером в которых ему стала актриса Франка Раме. По словам режиссера, Фо намеренно предусмотрел в композиции пьесы несколько мест для импровизаций и для других актеров и трупп. Правда, Германова с Епишевым играют так, что и не поймешь, где они дурачатся по собственной воле, а где четко следуют тексту…

«Берлуспутин» в ряду последних постановок «Дока» выигрывает внутренние праймериз за право считаться противовесом самой громкой постановке театра – невыносимому и страшному спектаклю-акции «Час восемнадцать» о трагедии Сергея Магнитского (на который, как говорят в театре, ни один зритель не пришел дважды).

До сей поры этой постановкой-антитезой могли считаться «Двое в твоем доме» – документальная комедия о том, как жена белорусского оппозиционера Владимира Некляева Ольга превратила в кошмар жизнь двух сотрудников минского КГБ, с которыми семья была вынуждена делить свою квартиру во время домашнего ареста политика. «Берлуспутин» с его острополитическим звучанием, совершенно безжалостными, больше смахивающими на пощечины шутками в адрес Путина обходит спектакль-соперник на два корпуса. Причем не только в силу того, что происходящее на сцене основано на происходящем здесь, сейчас и не в соседней диктатуре, а прямо за окном. Но и потому, что у режиссера и актеров хватило ума, глаза и мастерства не превратить карнавал в митинг и не дать звериной серьезности лишить нас возможности посмеяться над тем, о чем нам еще придется говорить серьезно – на выборах и после них.

Опубликовано здесь