И это все о нем

21 февраля 2012 г.
  • О событии
Героем театральной премьеры опять стал премьер

Ольга Егошина, Новые известия, 21 февраля 2012 г.

К своему 10-летнему юбилею Театр.doc выпустил премьеру «БерлусПутин» по переработанной пьесе итальянского драматурга Дарио Фо. Владимир Путин не впервые становится героем спектакля – четыре года назад в Москве шла пьеса «Каникулы президента» омских драматургов Татьяны Чертовой и Игоря Косицына, написанная к 55-летию Владимира Владимировича. Сопоставление двух высказываний помогает отчетливо понять эволюцию отношения значительной части общества к руководителю страны.

Загадочная вещь наша цензура. Тут, участвуя в одной телепередаче, я мимоходом пошутила по адресу одного модного московского режиссера, про которого можно сказать, как про Мачеху Золушки – «у старухи ТАКИЕ связи». И что? Естественно, звонок на канал, передачу в Интернете изъяли из доступа, шутку вырезали… В пьесе «БерлусПутин» помимо премьер-министра РФ действует его жена, Берлускони, Хиллари Клинтон (т.е. люди тоже связями и рычагами влияния не обделенные), и… ничего. Спектакль идет себе, позволяя шутки, куда как моей похлестче, гуляя на грани фола и переходя эту грань.

Владимир Путин уже был героем нашей сцены. Я не думаю, что Дарио Фо ознакомился с творением омских современных драматургов – «Каникулами президента», но тем параллели знаменательнее. Там и там перед нами жанр «фантасмагории». Там и там герою рассказывают «все о нем». Там и там пьеса начинается с драматического инцидента. В «Каникулах» самолет президента падает на широкие просторы сибирской тайги, и герой оказывается в самой гуще своего электората – среди дедки, бабки, дочки-молодайки, ее мужа. Он поет и пляшет, парится в бане и вселяет сладкое томление в женские сердца и стойкость в мужские.

В пьесе Фо действие разворачивается на подпольной киностудии; завязка фильма – террористы, которые проникают на виллу Путина и стреляют вначале в его гостя Берлускони, а потом и в самого Владимира Владимировича. Бригада врачей, пытаясь спасти все, что можно, пересаживает оставшийся неповрежденным кусочек мозга Берлускони в поврежденную голову Путина. В результате возникает «двухголовая аномалия» (оригинальное название пьесы Дарио Фо). Невинный, как младенец, и ничего не помнящий премьер иногда стрекочет по-итальянски и заново открывает мир.

Натурально в обеих пьесах попавшему в непривычную обстановку Владимиру Путину рассказывают о нем самом. В «Каникулах президента» герой фотографируется с электоратом на память и с достоинством принимает все изъявления восторга: вот, дескать, какой изумительно простой и правильный у нас глава государства. В «БерлусПутине» герой смотрит на экран, где проходят его сподвижники от Медведева до Эрнста.

Надо сказать, что в программке спектакля обозначено, что пьеса драматурга-патриарха переработана режиссером Варварой Фаэр. И можно предполагать, что всегдашний язвительный юмор итальянца здесь сильно разбавлен русской желчной неприязнью.

Для участия в «БерлусПутине» приглашены Евдокия Германова и Сергей Епишев (актеры такого класса в Театре.doc ранее не появлялись). И как часто бывает, хороший актер в разы усиливает резонанс как достоинств, так и недостатков и текста, и замысла. Чем темпераментнее и убедительнее Евдокия Германова живописует забинтованному Путину-Епишеву всю глубину его падения, тем его становится жальче и жальче. К тому же Епишев так искренне изумляется: зачем же это я все делал? А что же меня никто не одернул? Лучшая сцена спектакля – видеозапись, где забинтованный Епишев выступает перед реальной и узнаваемой тусовкой Государственной думы и объясняет, что «нет, ребята, все не так, все не так, ребята!»

Пьеса «Каникулы президента» заканчивалась торжественными проводами высокого гостя по дальнейшему маршруту следования (самолет починен, метель улеглась, на сибирской завалинке мир и благолепие). Сюжет о БерлусПутине заканчивается электрошоком героя, переходом власти к Навальному и Ходорковскому. А сверху богом из машины на все эти превращения пялится Хиллари Клинтон, заказавшая – нет, не Путина, а всего лишь фильм о нем.

Похоже, за прошедшие пять лет маятник отношения наших сограждан к своему лидеру стремительно качнулось от «любви взасос» к страстному желанию куснуть. Вектор отношения поменялся, а вот градус эмоций и глубина осмысления, увы, остались прежними.

Опубликовано здесь