В Театре.doc состоялась премьера музыкального спектакля УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ

19 сентября 2015 г.
В Театре.doc состоялась премьера музыкального спектакля УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ
  • О событии

«ИЗ ВАШЕЙ БРАНИ ВЫРАСТАЮТ ПРЕКРАСНЫЕ ЦВЕТЫ»
Премьера кантаты-оратории «Униженные и оскорбленные» в Театре.doc

Анастасия Стрелецкая, 18 сентября 2015, ТеатрALL.ru


Участники репетиции рассаживаются в круг. Их двенадцать: это композиторы и музыканты Константин Сухан, Александр Маноцков, Дмитрий Овчинников, Владимир Горлинский, Кирилл Широков, Александра Серикова, Александр Скобеев, Саша Елина, Даниил Пильчен, Алексей Зайцев и Дарья Звездина. Перед ними хрустальные бокалы, банки из-под газировки, свистки, диковинно выглядящие водафоны. Из них медленно начинает извлекаться очень тихая, медитативная, почти церковная музыка. Зрелище игры на всем этом завораживает – происходящее явно выходит за рамки концерта.

«У нас будут только бокалы, банки, свистки и наши голоса», - говорит автор «Униженных и оскорбленных», композитор Алексей Сысоев. «У меня еще гусли будут! Еще виолончель! - добавляет участник действа, тоже композитор Александр Маноцков, - но созвучия в основном ангельские. Если прибегать к каким-нибудь клише, то «ангельские» - самое подходящее».

В процессе этого всепоглощающего звучания в тихом пространстве зала начинают протяжно вклиниваться слова не всегда цензурного содержания. Слова эти повествуют о «нехорошем» директоре Новосибирской оперы Борисе Мездриче, о том, что, мол, попробовал бы «Тангейзер» оскорбить мусульман… «Тексты вульгарные, музыка возвышенная – из этого сочетания рождаются новые смыслы, - говорит Сысоев, и напоминает — еще в Средневековье католические мессы писались на музыку песенок фривольного содержания».

Сысоев – одна из самых интересных фигур в современной музыке. Лауреат нескольких “Золотых масок”, он много работает в драматическом театре: сочиняет саундтреки к спектаклям Кирилла Серебренникова, Филиппа Григорьяна, Бориса Юхананова и Марка Захарова, а теперь — решил создать свой спектакль. При этом сам он на “театральности” своего действа не настаивает, и даже наоборот — утверждает, что “Униженные и оскорбленные” это прежде всего музыкальное, а не драматическое произведение. Александр Маноцков пытается нас рассудить: «Спектакль – это частный случай концерта, а не наоборот. Любое исполнение музыкального произведения содержит в себе все признаки театра, причем правильного театра, а театр не всегда сознает, что содержит в себе музыку».

Материала у Сысоева и его команды было много: религиозно оскорбляться и испытывать непереносимые моральные страдания начали еще в 2003 году, когда в Сахаровском центре открылась выставка «Осторожно, религия!», в которой современные российские художники высказывались на тему сосуществования церкви и общества. «Запретное искусство», акция Pussy Riot, «Тангейзер» — локомотив гражданско-религиозного лицемерия с тех пор сделал множество остановок в современной российской истории. Социальные сети, фейсбук, блоги на livejournal: источников фактуры было множество.

При этом сам спектакль «Униженные и оскорбленные» – совершенно безоценочное действо, попытка не переживания скопившихся социокультурных и политических проблем, а терапевтического отстранения от них через звук. Сысоев, кажется, прав: перед нами и вправду в первую очередь музыкальное действо, а документальные, действительно кем-то произнесенные слова – лишь основа для создания музыки. Причем не эмоциональный заряд, которые несут эти слова, а они сами как таковые — то, как звучат эти сочетания букв и слов. “Это такое христианское дзюдо (видимо, имеется в виду айкидо — боевое искусство, в котором для нейтрализации противника используется сила его удара - ТеатрALL). Вот говорят: подставь вторую щеку, - разъясняет Маноцков, - А Сысоев как бы отвечает: мы и из этого сделаем прекрасное! Вот вы бранитесь, а из вашей брани вырастают прекрасные небесные цветы! И это отличный ответ – лучше, чем конфронтация».

Сам Сысоев тоже отрицает какую-либо политическую ангажированность - как собственную, так и своего спектакля, но о своих ощущениях говорит вполне определенно. «В последнее время стало ясно, что внешняя жизнь вокруг меня неожиданно трансформировалась из состояния бессмысленного балагана… в некий всколыхнувшийся ад, - пишет автор спектакля в аннотации к нему, - Везде всплывает некая совершенно осатанелая личина формально «оскорбленного» гражданина, точнее — «группы граждан», чувствующих свою безнаказанность и пустоту внутри себя, которую они заполняют бессмысленной агрессией, направленной вовне. И каждый понимает, что с этим бороться практически невозможно”. Но и тут же предлагает свой способ если не выхода из этой ситуации, то существования в ней: “Стоит, поэтому, начать с самого себя и попытаться нейтрализовать негативные эмоции, возникающие при соприкосновении с этой агрессивной средой”.

Театр.doc, принявший кантату-ораторию в свой репертуар, кстати, к этой агрессивной среде уже обращался: в 2011 году эта площадка представила на фестивале ДНК спектакль «Оскорбленные чувства», ставший режиссерским дебютом Анастасии Патлай. В его основу легли интервью, взятые у участников процесса над устроителями выставки «Запретное искусство». Спектакль, в полном соответствии с принципом «ноль-позиции» (в документальном театре — представление авторами текста «как есть», без интерпретации и обозначения собственных предпочтений), слово давали обеим сторонам. В «Униженных и оскорбленных» Сысоев и его соратники, кажется, не только развили эту неостывающую тему, но и нашли новый вариант “ноль-позиции”. Зрителю просто показывают еще один пласт наросшего за последнее время современного культурного слоя, превращая в звук каждый из, казалось бы, оскорбительных его элементов.

Фото Анастасии Стрелецкой

Опубликовано здесь