Свидетель на сцене: в Театре.doc премьера спектакля «Новая Антигона» и встреча с матерями Беслана

12 января 2017 г.
Свидетель на сцене: в Театре.doc премьера спектакля «Новая Антигона» и встреча с матерями Беслана
  • О событии

15 января в Театре.doc первая премьера этого года — спектакль «Новая Антигона».

Одна из самых сложных премьер. Режиссёр Елена Гремина говорит, что «такого жесткого спектакля» в Доке ещё не было. Документальный материал, собранный журналисткой «Новой газеты» Еленой Костюченко — это расшифровка суда над матерями Беслана. Осенью 2016 года шесть женщин, потерявших в 2004-м в бесланской школе своих родных и близких, были осуждены за то, что не подобающим образом выражали свою скорбь. Государство приписало им две статьи: несанкционированный митинг и сопротивление полиции, осудив на штрафы и исправительные работы.

«Жанр спектакля — антитеатр. Потому что говорить о реальной трагедии матерей Беслана, потерявших детей, языком театра цинично, а молчать нельзя, потому что молчание знак согласия» — рассказывает режиссёр.

Сюжет античной трагедии «Антигона» слишком перекликается с современностью — отсюда и параллель, и, может быть, надежда — в «Антигоне» царь Креонт, решивший регламентировать скорбь, был наказан богами.

На премьеру приедут матери Беслана — Эмма Бетрозова и Элла Кесаева. У Эммы в теракте погибли муж и двое сыновей — 12 и 16 лет, у Эллы, её сестры, была ранена 13-летняя дочь. Этой осенью они получили административное наказание за скорбь, которую государство сочло неуместной. После показа в Доке будет встреча и разговор с создателями и героинями спектакля.

Отзывы зрителей после предпоказа:
Татьяна Барлас:
«Новую Антигону» на мой дилетантский взгляд спектаклем можно назвать условно, тем более, что премьера будет еще через месяц. Но впечатления сильнейшие. Голоса смешиваются, а слова повторяются по кругу: кошмары прошлого, житейское «мне ребенку надо антибиотик колоть», тревожное «мне адвокат нужен» и скороговоркой (почти речитативом) произносимые канцелярские юридические обороты и почти добродушные слова судьи: «Присаживайтесь». И над всем этим — монотонным, почти заунывным голосом — о том, что пережили эти женщины в 2004-м. Об этом не то, что говорить — думать невыносимо. В спектакле проводится параллель между судьбами этих женщин и трагедией Антигоны. Но люди, Антигона со своими древнегреческими трагедиями нервно курит в стороне на фоне того, через что прошли эти женщины. Следствие по Беслану осталось открытым. А судят матерей, потерявших сына. Дочь. Мужа. Мы не в Греции. «Возмездия не будет» — это последние слова со сцены».

Сергей Морозов: «Нам вдруг дали возможность поучаствовать в судебном заседании, которое имело место несколько месяцев назад, когда судили скорбящих матерей Беслана, в общем, по старой доброй российской традиции — за выражение собственной гражданской позиции. Благодаря смелой, прекрасной и доброй Елене Костюченко, оказавшейся тогда в командировке в Осетии, у Дока появилась возможность воплотить на сцене практически нетронутый свидетельский театр — с документом в основе и при минимуме изобразительных средств (если я, конечно, не путаю какие-то термины). Две женские роли и две мужские – насколько здесь вообще можно говорить о ролях. Главным (и, пожалуй, единственным) персонажем в спектакле был текст судебного заседания. По сути, пьесу написали, сами того не зная, безликие-чиновники-как-они-есть-олицетворение-закона, за несколько часов накатав в сентябре обвинительный акт скорбящим женщинам, вышедшим на площадь города в футболках «Путин – палач Беслана». Это было не шествие, не митинг и не пикет, а теперь у них нет права даже преподавать в школе. Впрочем, в этом нет ничего удивительного уже давно. Создатели спектакля провели параллели с древним мифом об Антигоне и удивились, насколько текст современного судебного заседания органично звучит в имитации размера древних античных трагедий, и вот мы уже сидим между фиванских колонн, и незримая рука рока нащупывает наши тела в темноте, и становится страшно от ее прикосновений, а спрятаться негде: пока у тебя есть шапка, всегда есть риск по ней получить. Шапки долой, холопы, батюшка-царь идет!
В общем, хотел написать о форме, а получилось как всегда. Сильная, видимо, получилась вещь, документ все сказал за себя».

Премьера 15 января в 20:00, Белый зал Театра.doc.
Возрастное ограничение: 18+
Аккредитация и заказ билетов по тел. 8 916 653 09 89
Адрес Театра.doc: Москва, Малый Казенный переулок, 12 (м. Курская)