Улица корчится безъязыкая

12 сентября 2009 г.
  • О событии
В Театре.doc сыграли пьесу "Жизнь удалась"

Молодой белорусский драматург Павел Пряжко постепенно выходит в лидеры "новой драмы". За его пьесы прямо-таки настоящая война ведется. Взять хоть бы "Жизнь удалась". Режиссеры Михаил Угаров и Марат Гацалов начинали ее ставить в театре "Практика", перед самой премьерой ушли оттуда, и теперь их спектакль принадлежит одновременно Театру.doc и Центру драматургии и режиссуры. А в "Практике" собираются выпускать свой вариант этой пьесы. Налицо, так сказать, художественные разногласия. Надо полагать - несовпадение стиля, трактовки и бог знает чего еще. До сих пор о таких вещах в применении к "новой драме" не говорили. Какая такая трактовка? Документальный театр, всем известно, строится на простых и очевидных вещах. Персонажи из социальных низов, досель на сцену не выходившие. Видимое отсутствие действия. Шокирующая грубость языка и обилие мата. Чем меньше театральности (ну или искусственности), тем лучше. Открой глаза и уши навстречу современной жизни во всей ее неприглядности, и все, дело в шляпе.

Здесь надо признать, что мат на сцене я воспринимаю с трудом, усилие над собой делаю. Не люблю. Каждый день в метро, на улице слышу, достаточно мне, и так уже не отмыться от грязи этой. Но странное дело, в спектакле "Жизнь удалась" мат звучит как музыка. И в этом утверждении, как ни удивительно, нет особого преувеличения. Представьте себе симпатичную круглолицую девочку, говорящую примерно так: "Ну ты, …, Вадим, ты дебил, …!" Эту фразу она произносит многократно, практически выпевает ее, и всякий раз с разной интонацией. То зло, то нежно, иногда задумчиво, лобик наморщив, как будто сама не понимает, что этим сказать хочет. Собственно, тут-то и зарыт ключик, с помощью которого пьеса открывается. Ее персонажи маются, не умея высказать то, что чувствуют. Нет у них слов в запасе, кроме этих, непечатных. У них нет ничего, ни мыслей, ни желаний, одни рефлексы - выпить, закусить, трахнуться. По этой части жизнь их и в самом деле удалась. Два брата-физкультурника, Алексей (Константин Гацалов) и Вадим (Даниил Воробьев), и две школьницы, Лена (Анна Егорова) и Анжела (Александра Ребенок), проделывают все вышеперечисленное, полагая, что именно это и нужно им для счастья. А счастья нет, вот что странно. И любви нет, и физиология радости не приносит. И свадьба Алексея с Еленой ни на что не похожа, и жених упивается в лоскуты, и невеста думает, что любит другого. Они плывут по жизни, корчась от невозможности осознать себя и хоть как-то выразить. И это, конечно, драматично, несмотря на то, что сидишь, смотришь и час с лишним смеешься. Молодые артисты здесь не просто органичны и обаятельны, они очень точно ощущают стиль постановки, от привычного, документально достоверного бесконечно далекий.

Проблема похожести на жизнь Угарова и Гацалова ничуть не волновала. И в этом, по-моему, большой прогресс для "новой драмы". Их в этой пьесе интересовали не слова (включая матерные), а то, что возникает на их стыке. То, что в "старой" драме назвали бы подтекстом, а в "новой" еще не знают, как назвать. Они отказались от документальности, придумав начать спектакль с читки пьесы по ролям, постепенно в нее погружаясь. И это отстранение превратило кажущийся всего лишь диктофонно точным текст в факт искусства. Что, как говорится, и требовалось доказать.

Марина Зайонц

Итоги