«БерлусПутин»: фарс всему голова

17 февраля 2012 г.
«БерлусПутин»: фарс всему голова
  • О событии
Наталья Витвицкая, Vashdosug.ru, 16 февраля 2012 г.

В Театре.doc показывают спектакль про Путина.

Столичные театры не отстают от предвыборной гонки и один за другим представляют на суд зрителей довольно смелые эксперименты («Медведь» в ШСП, «Вальс на прощание» в «Мастерской»). На самый радикальный шаг решился Театр.doc: в крохотном подвальчике идет пьеса итальянского комедиографа Дарио Фо. Главными героями блестящего злого фарса являются Владимир Владимирович Путин и его супруга Людмила.

Двухчасовой спектакль, поставленный Варварой Фаэр, — открытый и предельно честный разговор со зрителем на темы, далекие от тех, что приняты в театре. Кто он — реальный лидер страны? Плохой он или хороший? Что за «дурдом голосует за Путина», и чего, собственно, хочет оппозиция? Текст пьесы Фо существенно изменен, поскольку первоначальная редакция склоняла зрителя думать о бывшем премьер-министре Италии Сильвио Берлускони. В российской версии акценты закономерно сместились в сторону кандидата в президенты России.

По сюжету против закадычных друзей, Путина и Берлускони совершен терорристический акт. Берлускони убит, Путин ранен в голову, медики спасают российского «вождя», пересадив ему уцелевшие мозги Берлускони. Когда новый Путин приходит в себя, он обнаруживает, что стал другим человеком — добрым, милосердным и благородным. Лжегерой бежит к супруге в монастырь, чтобы там, в ее келье, услышать правду о том, «что он сделал для народа». После ему приходится публично каяться и раздавать долги. В финале этой сказки Путин, увы, переносит еще одну операцию. Он снова становится самим собой, зато внешне начинает напоминать Добби из кино-эпопеи про Гарри Поттера.

Чтобы вопросов к авторам проекта возникло меньше, вышеописанную китчевую историю вставили в условную кино-рамку. Зрителю дают понять, что перед ним съемки некоего фильма. Его автор, он же режиссер и актер, исполняющий роль Путина (ведущий артист Театра им. Вахтангова Сергей Епишев) находится на сцене вместе с нанятой за большой гонорар звездой (знаковая для «Табакерки» актриса Евдокия Германова). Они вроде бы разбирают сценарий и импровизируют, на самом деле все снимает невидимая камера. К финалу выясняется, что за камерой стоит ... Хилари Клинтон.

Непростой с актерской и человеческой точек зрения материал Епишев и Германова осваивают с яростным отчаянием людей, дорвавшихся до свободного от госзаказа театра. Отсюда живые интонации, узнаваемые жесты, сдержанная нетеатральная мимика. Играя актеров, они превращают их во вполне конкретные типажи. Она — стареющая звезда, отчаянно желающая вернуть былую славу и миллионы (путинская сторонница, актриса снимается в оппозиционном фильме). Он мнит себя хозяином положения и борцом за справделивость, на деле же — подставное лицо. Отрывки, в которых Епишев и Германова играют супругов Путиных — фейрверк уморительно смешных гэгов и сумасшедших импровизаций. Зритель захлебывается от восторга, глядя на эту зубодробительную историю, которая на самом деле является безжалостной сатирой на российскую политику. А заодно на всех нас. Зрителей незаметно, но настойчиво подталкивают к важной мысли: «почему благородный политик в моем сознании похож на сумасшедшего, и кто я во всей этой истории — молчаливый раб, внутренний эмигрант или протестующий»?

Режиссура и сценография в этой постановке не так важны. Здесь все вторично — и звучащая из колонок антипутинская песенка и демонстрация оппозиционного видео (зрителю показывают протестные концерты, митинги, заседание Думы и даже отдельную запись речей смелой пенсионерки). Главное удача — это сама пьеса и актеры, ее исполняющие. Идти смотреть стоит непременно. Вопрос только в том, успеете ли — критики опасаются, что «БерлусПутин» недолго продержится в репертуаре Театра.doc.

фото — Михаил Гутерман

Опубликовано здесь