«Язычники» Анны Яблонской уже в Москве

29 марта 2012 г.
«Язычники» Анны Яблонской уже в Москве
  • О событии
Григорій Яблонський, ХайВей, 28 марта 2012 г.:

Это произошло в Театре.DOC, что в московском Трехпрудном переулке 11/13, строение 1. Именно здесь «Язычники» Анны Яблонской заявили о себе в Белокаменной. Собственно, они, раскавыченные, здесь давно и во множестве обитают, как во всех иных городах и весях России с прилегающими странами постсовкового пространства. Но эти ведь еще и открыли свое внутреннее содержание.Причем явно без особого на то желания. Группе театра во главе с режиссером Лерой Сурковой пришлось поработать над этим более года. А в нынешнем марте состоялся показ. Вообще в солидных зданиях (порой с колоннами), где играют спектакли, такое называется премьерой. Но в театре.doc, как многим уже известно, не играют. Наверное, именно это привело сюда автора Анну Яблонскую в ее первой жизни.

Говорит критик Павел Руднев:
– Анна Яблонская погибла на взлете, написав самый лучший, самый точный свой текст — пьесу «Язычники», жестокую драму о кризисе веры у современного человека. О нашей растерянности в вопросах веры и о крайностях в поиске индивидуального спасения. В семью, дошедшую до крайности в деструкции и дисфункции, приезжает верующая свекровь, внезапно вернувшаяся в мир после скитаний по монастырям. Первый акт — как утверждение веры, второй — как отрицание веры, и в конечном итоге смешение и хаос, молчание, немота, характерная для состояния веры в современном российском обществе. Тема, можно сказать, табуированная. В театре мало кто о ней говорит. Яблонская совершает честный и уверенный разбор тупиковой ситуации: верить или не верить, и во что? Драматург разбирается, сама не приняв ни одну из сторон. Ее волнует зыбкость веры, построенной только на вере в чудо, лишенной какого бы то ни было интеллектуального воцерковления.

А воцерковляются здесь по-разному: свекровь-скиталица по обителям - строгими постами, молитвами и бдением в храмах, а некто с важным голосом и в священническом сане, – приторговывая акцизным товаром. Ну, а у прочих - тут вообще такое творится, что кое-кто не перестает материться! Героя по кличке Боцман, подрабатывающего плиточником, смиряет только африканская языческая маска, которую ему подарило одно племя в Африке в бытность его боцманом советского сухогруза. И эта же маска, снимая, аннигилируя всяческое здешнее воцерковление, - только она возвращает к жизни падшую с балкона дочку двух очень по-разному несчастных родителей, а правоверную бабушку лишает не только права голоса. Язычество, бля!..

– Несмотря на то, что первые десять минут даже я кривился от обилия мата, - делится в своем ЖЖ видавший виды зритель Владимир Макарихин, - тем не менее интрига действия продолжала работать и не отпускать мое внимание и мой интерес... И в таком захвате я пробыл до финальных оваций!.. Значит, не я один оказался в плену этого произведения. Автор пьесы Анна Яблонская, несомненно, очень талантливый драматург.... увы, рано ушедшая из жизни. Сама пьеса мне показалась выстроенной великолепно... не знаю, были ли какие доработки у постановщиков, но режиссерское решение несомненно имелось и оно также, на мой взгляд, на высоком уровне, вместе со сценографией и интересным, как всегда минималистическим в условиях Театра.doc решением - с этими лампочками Ильича и подсвеченными окнами.

Отлично сыграли актеры, за всеми было интересно наблюдать... ключевая же роль… но не буду выдавать свой секрет... пусть, кто не видел, обязательно посмотрит и составит свое мнение. Видеоэкран в конце тоже очень важен, там целый кусок постановки, из двух эпизодов в жанре кино, очень хорошо снятого (с хорошим, грамотным звуком!)
Отрадно, что пьеса не отвечает ни на какие вопросы, не указывает истину, а заставляет глубоко задуматься и оглянуться вокруг...

....Я шел со спектакля под мокрым снегом и думал об Анне, которая погибла в тот роковой день в нашем аэропорту Домодедово... она ушла, но оставила своих героев решать этот вопрос, вопрос о смысле бытия, культуры, веры, истины...

Молодая женщина, тоже в ЖЖ, ник usm7s выкладывает прежде всего свое впечатление о поразившей ее роли:
- Татьяне Владимировой с ее бабушкой Натальей в амплуа богомольной старушки-хлопотушки было тесновато, а временами из нее рвалась какая-то зловещая сила.

Спектакль "Язычники" в ДОКе - это лучшее, что я видела за последние несколько лет. Пробрало до основания. До макушки. На монологе дочки про «мертвую ворону и маму» глотала слезы… Такой силы пьесы еще не встречала. За семейным конфликтом - конфликт мировоззренческий. И столько смысловых пластов. Но самая главная мысль для меня сегодняшней: людям стоит быть вместе… только в том случае, если без этого они готовы расстаться с жизнью… и в небо. А иначе… иначе - это ад!..

– Этот театр поразил сразу, как только его нашла и вошла, - говорит мама Ани Яблонской Вера Андреевна, впервые приехавшая в Москву ради этой постановки (по приглашению театра). – Кругом столица с дороговизной, с чужой роскошью, а здесь… театр в подвале, стены кирпичные, люди простые и понятные, что в маленьком зале, что на сцене. Всё без прикрас, вот и сцена без особых декораций. И жизнь в каждом слове. Режиссер Лера Суркова и все актеры не напрасно потратили целый год. Спасибо им. Именно так, когда не играют, а живут настоящей жизнью и в театре, надо ставить всё то, что успела написать в своей короткой жизни наша Аня. Господи, как она работала - спешила!..

Вместо послесловия – два ранее не публиковавшихся стихотворения Анны Яблонской

КНИГА БЫТИЯ

Слово было у Бога.
Слово было Богом.
Слово было убого.
Словно больное горло.
Слово было соломой.
Слово было слюной.
Слово было истомой.
И осталось со мной.
Слово было бесплатным.
Слово было бесплотным.
Слово было заплатой.
Слово было болотом.
Слово было надбровным,
выше, чем самым - главным.
Слово было бескровным.
Не делай его кровавым!

ПЕРЕРЫВ

К чему учить английский, французский, русский?
Зачем вообще говорить – в такую стужу?
Вот жили когда-то люди. Звались этруски.
Их забыли. Их язык никому не нужен.
Может и нас раскопают веков через двести -
два профессора взломают несложный шифр
и будут бродить по саду и думать вместе,
почему же буквы нам были милее цифр,
но обесценились - так девальвация слова
в конце концов, волхвов завела в тупик:
спрятав дары под камнем, и сняв подковы
с лошадиных копыт, они оценили миг -
Миг остановки. Миг замиранья сердца.
После которого - или вселенский взрыв,
Или хлопок в ладоши. Простите нас, мегагерцы.
Но век окончен. Идите на перерыв.

Опубликовано здесь