ТАДЖИКСКИЕ АКЫНЫ, ПУСТОТА И ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ С РАЗЛИТЫМ МАСЛОМ

9 мая 2012 г.
ТАДЖИКСКИЕ АКЫНЫ, ПУСТОТА И ПАТРИАРШИЕ ПРУДЫ С РАЗЛИТЫМ МАСЛОМ
  • О событии
Режиссер Елена Демидова о показе "Акынов" в Театре.doc:

Сегодня - уже вчера! - в Театре.doc рабочий показ, набросок будущего спектакля, но очень точно и глубоко, и при этом просто придумано.
Таджикские музыканты - не актеры, а реальные рабочие реальных строек, которые в прошлой, доразвальной жизни получили музыкальное образование, выступали на сцене, были известными у себя людьми, - пели и говорили про жизнь.
Очень просто, без трагизма и пафоса, а как обычное дело, один музыкант рассказывал свою историю - как добирался из Таджикистана в Москву, как искал работу. История абсурдная, печальная и очень типичная. С поездами и ментами. с кидаловом и бомжеванием. Со всем абсурдом российской жизни - к примеру, пока разбирались с ментами в Саратове, московский поезд уехал. Менты забрали товарища, а адрес, куда ехать в Москве был у него. Другие люди предложили поработать, чтобы заработаь на билет и кинули. Зато еще один человек дал денег на дорогу. Три дня ночевок на вокзале, потом опять помощь незнакомого человека. Потом походы по стройкам. Обо всем как об обычном деле, почти без интонации, на не очень хорошем русском языке.
А двое других музыкантов - мужчина и женщина - играли на своих инструментах что-то безумно красивое и печальное, но какой-то другой печалью, не про ментов и бомжей. Периодически рассказчик останавливался, а они начинали петь. Иногда подпечал и он. Потом оказалось - песня про любовь. Зачем она, прекрасная пери, обжигает, жжет его, мужчину. зачем не дает ему покоя и что-то там еще, по-восточному красивое и казалось бы из другого пространства, а как-то к месту, и более того, именно на этом сочетании несочетаемого и рождается что-то необъяснимое словами, но очень важное про жизнь. Хотя впрочем, вполне сочетаемое - собственно говоря все в этой жизни про любовь, и уехал он сюда в Москву зарабатывать деньги для семьи, которая как минимум начиналась с любви, а может и продолжается любовью, и дети там, которых любят и для которых и едут в эту безумную Москву через всех ментов и кидал.
И было это как-то очень в контексте всего абсурда и иррациональности сегодняшней нашей жизни - президента, проезжающего по освобожденным от жителей улицам, омоновцев за столиками ресторана на бульваре, молодых людей, для которых как-то незаметно уже становится почти обычным делом попасть в автозак. Хотя и взаимопомощи тоже, и спокойного достоинства, это все тоже есть и это как-то все с этими таджиками в одно.
Придумал все это Сева Лисовский. Называется акын-опера. Ребята еще только начали делать этот необычный спектакль (хотя впрочем и не совсем спектакль, акын-опера, да) и будут еще и другие музыканты и другие истории, еще много чего надо придумать и выстроить, но ясно, что главное придумано точно.
На обсуждении один из сидящих в зале таджиков, в пиджаке и галстуке - серьезный человек! - сказал, что ему все понравилось кроме песни - зачем, мол, она о любви? Мол, таджикский народ талантливый к стихосложению и мог бы сложить песню и про трудную жизнь, и про работу, и про стройку. Но нет, конечно, в том то и ключ ко всему, что песня про тепло и про любовь, что она как привет из дома, и на столкновении любви и равнодушной жесткой жизни и рождается что-то новое. Например, про мужчину, который, может, и мал, и бесправен в своей строительной робе, но который мужчина. Отец, муж. Стойкий оловянный солдатик.
А после спектакля мы с дочкой и с ребятами сидели на лавочке на Патриарших. И это тоже в каком-то общем контексте. И Аннушка масло там где-то рядом разлила, и все эти президенты пустоты и "космонавты" пребудут и уйдут, а все, что настоящее - останется, да.

Оригинал здесь