Сцена, на которой не играют
На Урале открылся еще один "Театр.doc"
Марина Порошина, Екатеринбург
Дата публикации 30 марта 2006 г.
"Не играть" - это главное условие. А еще в этом театре не приветствуются декорации, сценические костюмы, световые эффекты, музыкальное оформление, сценическая речь, занавес и прочие приметы театрального застоя. Из чего искушенный зритель может сделать вывод: в столице Урала открылся "Театр.doc", аналог московского проекта, вносящего раздрай в ряды театральных критиков.
Классическая техника документального театра, разработанная энтузиастами из лондонского театра "Роял Корт", которые и завезли эту новинку в Москву, так называемый вербатим, предполагает интервьюирование самых разных людей и создание спектаклей на основе этих документальных записей. Основных требований у основоположников документального театра два: максимально приближенная к оригиналу речь персонажей и принципиальное обращение к самым маргинальным, социально нестандартным, девиантным личностям. Театр ставит своей задачей осмысление острых социальных проблем в шокирующей зрителя форме.
Эти условия дотошно соблюдены вдохновителями уральского "Театра.doc" - драматургом Александром Архиповым и режиссером Игорем Турышевым. Архипов - ученик Николая Коляды, один из представителей любовно взращенных им "юных гениев новой драмы", его пьесы "Дембельский поезд" и "Подземный бог" идут во многих театрах страны. А Турышев пришел на помощь Коляде, когда несколько лет назад после ряда успешных спектаклей солнце русской драматургии все же попросили покинуть малую сцену Екатеринбургского академического театра драмы, и предоставил для его постановок сцену созданного им "Театрона".
Первые впечатления зрителя, ни с "док.театром", ни с "вербатимом" до сих пор не сталкивавшимся, передать сложно. Явление современного искусства - это несомненно. И то, что театр не зеркало, а увеличительное стекло, тоже факт, потому что таким потоком "свинцовых мерзостей русской жизни" и изощренного мата человек не обогатится ни на вокзале, ни на рынке, а только купив билет в храм Мельпомены, - познавательный момент налицо. К творениям московских драматургов постановщики отнеслись бережно, но творчески: актеры, занятые в спектаклях, встречались с реальными прототипами героев - гастарбайтерами, сотрудниками милиции, а также ездили на рынок "Таганский ряд" и питались в бесплатной столовой для бедных, привнеся в московские тексты уральский колорит.
Отношение критиков к работам "Театра.doc", как и к большинству спектаклей по современным пьесам, обычно негативно. Однако, по словам господина Угарова, руководителя московского "Театра.doc", у его детища есть свой зритель - молодые интеллектуалы. "Театральные революционеры" надеются, что "Театр.doc" в Екатеринбурге станет местом, привлекающим как неравнодушную к искусству общественную элиту, так и разновозрастную молодежь, уставшую от классического театра.
http://www.rg.ru/2006/03/30/teatr-doc.html