В московском Театре.doc вышла первая премьера января - спектакль под названием "Я боюсь любви". Все тексты в этой пьесе не сочинены драматургом, всё это - исповеди реальных людей, из которых драматург Елена Исаева и смонтировала свою пьесу. На премьере побывал культурный обозреватель радио "Вести ФМ" Григорий Заславский.
Заславский: Полтора часа без антракта, - в Театре.doc, пожалуй, это предел, длиннее спектаклей здесь не бывает. "Я боюсь любви" - не единственный, но все-таки нечастый случай в практике этого театра, когда героями спектакля становятся самые обыкновенные люди. Чаще спектакли рассказывают о тех, с кем в обычной жизни люди стараются не встречаться или встречаться не хотели бы, - один из первых спектаклей Театра.doc был посвящен женщинам-убийцам - их рассказы драматург записывала в одной из женских колоний, другой спектакль посвящен гастарбайтерам, третий - зараженным СПИДом жителям Норильска, сейчас репетируют спектакль по дневникам Магницкого.
"Я боюсь любви" на этом фоне просто какая-то белая ворона: самые обыкновенные люди сталкиваются в большом городе, говорят о любви и любви боятся. Слушая их разговоры, так и хочется достать ручку, листочек, записать, чтобы потом цитировать эти прекрасные афоризмы: "Кофе утром - это уже отношения". Или: "Человек проверяется, когда от него зависеть начинаешь!". Или ещё: "Стабильность и любовь - разные вещи".
Вообще-то на сайте и даже на эмблеме Театра.doc написано, что это - театр, в котором не играют. В спектакле, который поставил Григорий Катаев, актёры все-таки играют, причем некоторые играют хорошо, но это - нисколько не портит документальный материал. Даже наоборот: спектакль Катаева - не лишнее доказательство, что любому, даже документальному тексту хороший актер только на пользу.
Одним в этом спектакле достается по десять небольших, порой на две-три реплики ролей, проходных эпизодов, порой за мгновенными перевоплощениями не успеваешь уследить, другие получили одну большую роль, которая пунктиром проходит через все полтора часа. Герои знакомятся, быстро сходятся, утром расстаются, договариваются встретиться вновь. И вот он звонит, а она, которая за день успевает порвать со старым приятелем и в очередной раз сказать бывшему мужу "прощай!", смотрит на экран мобильного и не берет трубку. Она боится любви.
Вот вам - яркий пример женского и мужского сексизма: в пьесе Елены Исаевой герой не звонит, потому что в пьесе это он боится любви, а режиссер Григорий Катаев решил, что герой ничего бояться не может, это женщины виноваты во всех не случившихся любовных историях.