«Я боюсь любви» – так называется новый спектакль Театра.doc, премьера уже нового года. Пьесу написала Елена Исаева, режиссер – Григорий Катаев. Жанр – вербатим: из документальных историй, интервью с «заинтересованными» людьми рождается окончательный текст.
Здесь делают признания все, без различия полов, социального положения. И интеллигентная разведенная Аня (Ольга Гулевич), в жизни которой появляется новый мужчина Сергей (Сергей Шенталинский), а она не знает, что делать с прежним бойфрендом. И сам Сергей не знает, зачем ходит к молодой 18-летней любовнице, раскрепощенной, но не искушенной в интимной сфере, а думает об Ане. Бывшие жены, бывшие и новоявленные любовницы и любовники – все существуют в каком-то мутном водовороте, не зная, к какому берегу пристать, не уверенные ни в своих чувствах, ни в чувствах партнера/партнерши.
Прежний опыт неудачных love story исподволь управляет новыми встречами. Боятся быть смешными, боятся попасть в зависимость от чувств, боятся новых капканов судьбы и все-таки снова и снова попадают в эти капканы, именно потому, что боятся. Попадают и требовательные, и нетребовательные, необразованные и образованные, простые и сложные натуры.
Режиссер проявил в пьесе драматурга именно эту цепную реакцию, в которой пусть разными персонажами, но разыгрывается один сюжет. В спектакле параллельно разворачивается несколько линий, которые обрываются, чтобы потом снова к ним вернуться. Смело и просто меняется место действия: с улицы в квартиру, из курилки в пивную, с выставки в офис. Эта условность, предложенная театром, придумана и воплощена с остроумной грациозностью с помощью ли танца, ненавязчивого пластического ли обозначения.
Эффект всеобщности переживаний каждого достигается еще одним приемом: густонаселенную пьесу Елены Исаевой Григорий Катаев сжимает в малонаселенную. Дело не только в том, что формат Театра.doc – маленький подвал в Трехпрудном переулке – диктует свою камерную стилистику, но и в том, что авторы спектакля ищут и находят формулу типологии поведения современного человека: разное одинаково. Это выражено не столько в диалогах и монологах, сколько в способе поведения персонажа и монтаже эпизодов этих самых способов.
Ирина Вилкова и Диана Рахимова играют по десять персонажей, примерно столько же Денис Манохин и Ростислав Бершауэр. Есть повод поиграть, перевоплотиться в разных людей, правда, с одинаковой судьбой. Можно было бы довести это до гротеска в духе абсурдистов, когда индивидуальное тонет в нивелированном всеобщем. Однако Елена Исаева – драматург другой природы. Всем оставлено право на теплую человечность. И несмотря на то что в спектакле много юмора и зал нередко смеется, все время не оставляет интонация печального сочувствия почти к каждому.
В пьесе устами младенца глаголет истина. Дочка главной героини Ани подталкивает свою маму осознать, что мы сами проходим мимо любви. На вопрос Ани, как девочка отнесется к тому, что в их доме появится мужчина, ребенок спрашивает: «А меня опять к бабушке?» Этот невольный укол дочери заставляет Аню осознать свой женский эгоизм. И уже в разговоре с закадычной подругой Надей (Юлия Волкова), стенающей о том, что ее бросили, Аня будет непримирима, поскольку осознает, быть может, простую истину, что надо учиться любить, отказавшись от права обладать.
Этот спектакль играется актерами с естественной достоверностью, с остроумным вглядыванием в типажи, которые легко узнаваемы. И в магнитофонной записи улицы, которую ведет этот живой театр, теперь есть и кассета с лентой жизни о тоске по чувству современного человека.