Первый мужчина - первый спектакль в Театре.док
24 марта в Театре.док прошел юбилейный 200-й показ вербатим-пьесы Елены Исаевой "Первый мужчина". С этого спектакля началась история этого театра.
Зал был битком набит, так что пришлось сидеть на полу, но оно того стоило ))
Модератором была Ольга Михайлова, которая перед началом спектакля коротко рассказала об истории создания этой пьесы: как и автор, и затем режиссер, и все, кто принимал участие в этом вербатим-проекте, были шокированы заданной темой. У нас ведь, как известно, что не названо, того и не существует вроде. Так в советские времена в стране не существовало секса, сейчас продолжает не существовать инцеста, педофилии, насилия в семьях.
Так что спектакль "Первый мужчина" - чуть ли не единственный на сегодня на эту скользкую и неприятную тему.
В Америке не боятся рефлексировать в кино на подобные темы, все-таки привычка ходить к психоаналитиком оказывает благотворное влияние на культуру в целом. Главное, с чего начинается борьба с проблемой, - это ее проговаривание.
Вот вчерашний спектакль и стал своего рода сеансом психотерапии для трех героинь пьесы, а заодно и для зрителей. Чувствовалось, что зал слушал исповеди трех женщин, травмированных этой странной любовью-зависимостью к своим отцам, с замиранием сердца, с сочувствием. У каждой героини (а истории, записанные 7 лет назад, подлинные) своя история. До какого-то момента каждая девушка называет отца очень маркированным для данного контекста местоимением "он" (вспомним пушкинское "я ей не "он"). И когда появляется слово "папа", испытываешь шок. И каждая рассказывает о любви к папе, о болезненной привязанности, которая, по словам детского психотерапевта Александра Колмановского, является импринтингом, определяющим всю дальнейшую жизнь этих девочек. И мы понимаем, что никакой нормальной личной жизни и взаимоотношений с другими мужчинами у них уже не будет, и в этом главная трагедия.
Во время обсуждения после спектакля психотерапевт Сергей Белорусов совершенно точно назвал этот вид триалога - психопатологической драмой.
Другие эксперты в области психопатологий называли показанные отношения пародией на любовь, основанной на сильно заниженной самооценке девочек, чувстве вины, а отсюда возникает бессознательная провокация со стороны детей, а потом опять чувство вины, потому что, взрослея, они понимают, что их отношения к отцам это антинорма, запретное, табуированное, потому что ведь отец "отдергивает руки", которые он совал в целях "сексуального воспитания" под одеяло своей дочери.
Образ отцов в этой драме это особая тема. Взрослый человек, поощряющий, допускающий и провоцирующий такие отношения с собственной дочерью, - это за гранью добра и зла, такой человек тоже травмирован был в детстве. А отсюда возникает дурная бесконечность и неразрешимый конфликт двух сил любви, как точно подметил А. Колмановский, и здесь можно обозначить еще одну важную тему - тема границ личной территории, которую отметил журналист Х. (к сожалению, не запомнила его фамилию).
В завершение обсуждения Ольга Михайлова еще раз подчеркнула, что в нашей стране вообще проблема уважения границ, личной территории, куда не могут вторгаться ни мама, ни папа, ни супруги, ни дети, - в нашей стране это, возможно, основная причина, из которой потом возникает и все остальное, - неуважение к себе, друг к другу, на всех уровнях, в том числе и на уровне "человек - власть".
И тот факт, что этот спектакль идет уже 7 лет (беспрецедентный случай для Театра.док), говорит о том, что его актуальность вечна и он достоин широкой площадки. "Нас с этим спектаклем надо по стране возить, - сетовала молодая актриса Юля, исполнявшая роль в "Первом мужчине". - В Варшаве, например, люди были потрясены от увиденного и благодарили, что мы говорим о таких вещах".
Ведь так или иначе, но все наши проблемы происходят из детства. Согласно Юнгу, личность девочки (анимус) формирует отец, личность мальчика (анима) - мать. И как знать, какой детский ад вытеснен в подсознание миллионов женщин и мужчин, не способных создать нормальную семью, найти вторую половину, встретить настоящую любовь?
http://community.livejournal.com/newdrama/2055637.html