Даже если вы любите театр и бываете в нем регулярно, бьюсь об заклад, что о многих площадках Москвы, где нынче показывают спектакли, вы и слыхом не слыхали. В ход идет все что угодно: музейные залы и галереи, пустующие расселенные квартиры, гостиничные номера, фабричные цеха, клубы, подвалы, недостроенные здания, дворы и набережные, станции метро, вокзалы и вагоны электричек. Недавно спектакли играли на кухне издательского дома «Афиша», а до того — там же в офисе, среди редакционных столов, заваленных бумагами. Многие из импровизированных театров обзаводятся сценой по случаю, на один раз. Другие обустраивают подвалы, кинотеатры и цеха, имеют собственную труппу или администрацию и внятную репертуарную политику, а вместе с ней и преданных зрителей.
Из тех, что уже утвердились в общем мнении как театральные места и чью афишу печатают досуговые издания, большая часть — сцены негосударственных компаний, созданных из любви к искусству, живущих без спущенных сверху планов, тендеров и отчетов и, конечно, без регулярных зарплат и прибылей. Тем не менее именно в эти не всегда благоустроенные залы прежде всего наведываются отборщики международных фестивалей, ищущие чего-то нового, острого и не слишком дорогого в перевозке.
Надо сказать, зрители всех этих отчасти маргинальных театров между собой не слишком разнятся, зато кардинально отличаются от публики «больших», солидных театров. Главным образом, в неформальные театры ходит такая же неформальная и заводная молодежь, та, что любит клубы и новые галереи, узнает о спектаклях из социальных сетей и, направляясь в театр, не имеет привычки менять джинсы и кеды на выходное платье и туфли. Оно и понятно — здесь часто приходится сидеть на полу или карабкаться по неудобным лестницам.
Давайте посмотрим на те из новых площадок, которые уже успели обзавестись собственным узнаваемым лицом и устойчивым кругом зрителей.
Театр.doc, живущий в крошечном подвальчике по адресу: Трехпрудный, 11/13, пожалуй, самый независимый из неформальных. В большой степени именно отсюда двинулась «новая драма», теперь занимающая все больше театральных площадок Москвы. Здесь проводили первые фестивали документального кино «Кинотеатр.doc», здесь чуть ли не ежедневно бывают обсуждения спектаклей, проходят лекции и читки пьес. Здесь самое большое количество бесплатных мероприятий — приходи и смотри. Здесь нет никакой администрации или кассы, куда можно идти за билетами или звонить с вопросами, Театр.doc живет практически как коммуна, и, чтобы попасть на какой-то спектакль, вам нужно искать телефон именно его администратора на сайте www.teatrdoc.ru. Идя в «Док» от метро «Пушкинская» мимо ТЮЗа, рискуешь проскочить малозаметное название театра на углу дома, означающее, что нужно сворачивать направо во двор. Впрочем, чаще всего пропустить поворот не дает толпящийся во дворе народ. Особенно если дело происходит осенью, во время фестиваля читок новых пьес «Любимовка», когда наплыв такой, что, даже утрамбовав зрителей, как кильку, организаторы вынуждены многих желающих оставлять на улице, так что бедным ценителям новой драмы остается завистливо смотреть в полуподвальные окна, которые ведут на сцену. Идя в этот театр, ни в коем случае нельзя надевать лучший костюм и высокие каблуки — на раздолбанной лестнице в подвал подворачивали ноги многие, а в зале вам в лучшем случае придется сидеть на скамейках без спинок, а то и на подушке на полу. Заодно надо подготовиться морально — ни с одной московской сцены вы не услышите столько матерных слов, сколько в Театре.doc, где звучит неприкрашенная документальная речь бомжей, убийц и офисных менеджеров. Да и молодые драматурги в новых пьесах дают прикурить.
Читать статью полностью