МОСКВА, 29 мая - РИА Новости, Анна Банасюкевич.
Команда Театра.doc во главе с драматургом Еленой Греминой при поддержке Департамента по культуре и Департамента образования Москвы приступает к реализации проекта, в рамках которого представит шедевры мировой и отечественной классической литературы столичным школьникам.
"Мне приходилось видеть, как люди не могут "въехать" даже в замечательные романы Вальтера Скотта, потому что сначала идет подробное повествование, от которого все уже отвыкли. Тем более что современные дети легче воспринимают визуальную информацию. Но, тем не менее, новое поколение тоже может получить что-то от классики - узнать этих героев, эти потрясающие, очень важные, истории - о выборе между добром и злом, между честью и бесчестьем, между любовью и предательством любви", - рассказала РИА Новости Елена Гремина.
Идея проекта родилась в команде Театра.doc как ответ на предложение нового руководства Департамента культуры поискать формы возможного сотрудничества государства и частных театров.
По словам Греминой, к ним на спектакль пришли новые руководители департамента по культуре, а после представления спросили, какое сотрудничество независимый Театр.doc мог бы предложить городу.
"Мы подумали, что было бы правильным предложить что-то, что не предполагало бы политики - в этой сфере мы самостоятельно делаем то, что считаем нужным. Хотелось бы найти общее поле, которое важно для всех. Продвижение литературы в среде современных подростков нам показалось тем направлением, которое волнует всех, особенно ввиду того, что в школе сейчас собираются сильно сокращать преподавание гуманитарных предметов", - рассказала Елена Гремина.
В результате переговоров с Департаментом образования было решено проводить театральные уроки литературы в четырех школах Северо-Восточного административного округа Москвы. Исходя из социальных и художественных задач, остановились на мысли задействовать как можно более широкую, различную по своему социальному положению детскую аудиторию.
"Мы поначалу собирались работать с выпускниками, но нас попросили не трогать людей, которые заняты исключительно подготовкой к ЕГЭ, а заняться седьмыми-девятыми классами, что тоже интересно. В нашем проекте будут участвовать четыре школы. Одна из них - элитная гимназия, другая - обычная, в третьей, по преимуществу, учатся дети мигрантов, а четвертая - коррекционная, там занимаются дети с интеллектуальными нарушениями. Помимо социального смысла, этот проект - мощный лабораторный инструмент. Для режиссеров и драматургов очень важно понять какие-то нюансы коммуникации с публикой", - говорит Гремина.
В рамках проекта подростки познакомятся не только с основными произведениями школьной программы, но и с невключенными в нее шедеврами мировой литературы и биографиями известных людей.
"Мне, например, хочется сделать "Божественную комедию" для школьников. Помимо этого, будут биопики. Я давно хотела сделать какие-то истории про художников-сюрреалистов, про Сальвадора Дали. Мне кажется, те проблемы, которые решали сюрреалисты, очень близки четырнадцатилетнему человеку, который начинает задумываться о самых главных вещах. А вторая история - про Третьякова и передвижников", - поделилась планами Гремина.
Формы театральных уроков могут быть совершенно разные - от простого актерского пересказа до настоящего театрального действа. Авторы проекта надеются, что дети станут не просто пассивными зрителями.
"Мы предполагаем, что репетиционный процесс и сама форма театрального урока будет зависеть и от произведения, и от детей. Хотелось бы вовлечь их в театральный процесс, каждый показ будем обязательно обсуждать. Вот, например, выбор, который делают герои "Капитанской дочки" - стать Гриневым или Швабриным - близок любому возрасту, любому времени. А детям, подросткам с их обостренным чувством справедливости и идеализмом это тем более понятно. Более того, в каких-то случаях будут использоваться истории самих детей", - сказала Гремина.
Проект по актуализации классики нашел понимание и поддержку в самих школах. Педагоги выразили готовность активно участвовать и помогать театральной команде в работе с детьми. В июне команда Театра.doc начнет работать в летнем лагере коррекционной школы, будет встречаться с учениками трех других школ. Осенью покажут результаты. Пока планируется двенадцать уроков, но, по словам Греминой, данный социальный проект очень важен для театра, и, возможно, работа будет продолжаться и дальше. Авторы проекта убеждены: театр - это мощное средство, которое может помочь вовлечь в культурное пространство тех, кому пока это недоступно. По словам Греминой, полем их деятельности могут стать не только уроки литературы, но и уроки обществознания.
Частный театральный сектор в России живет непросто, но, зачастую, именно в этой сфере возникают интересные имена и названия. Новое руководство Департамента понимает необходимость поддержки частных инициатив, способных вплеснуть новую кровь в театральный организм города. Проект по актуализации классики - это форма партнерства, взаимовыгодная для обоих участников дела.
"Для меня вообще вопрос, на который нет ответа - почему государство должно давать деньги на элитный театральный эксперимент, а не, например, на памперсы для дома престарелых или на "лишний" персонал в "дом малютки". А ведь театр может не только стоять в позе "вы нам должны, потому что мы жрецы искусства", но и быть мощным средством обучения, гуманизации, реабилитации "незащищенных" групп населения", - говорит Гремина.
По ее словам, участие в подобных социальных проектах - это и социальная миссия театра, и важный опыт для самих артистов.
"Это человеческий опыт, определенного рода испытание - особенно для молодежи. И это многое дает художнику, человеку, который уже с учетом этого опыта займется своим собственным творчеством", - считает драматург.
Подобные формы сотрудничества распространены в Европе: занимаясь социальной работой, театры вправе рассчитывать на помощь государства и на поддержку своего профессионального эксперимента.
"Я знаю, что такая практика распространена, например, во Франции. Небольшой независимый театр делает безумный проект, связанный с интерпретацией абсолютно сюрреалистического текста, который вряд ли станет хитом публики. Но это тоже нужно обществу - ведь из ста таких безумных и свободных экспериментов может родиться одно по-настоящему значимое для всех произведение искусства, которое войдет в золотой культурный фонд национального искусства. При этом этот театр ведет работу с детьми с синдромом Дауна, с подростками в тюрьме или с пенсионерами в домах престарелых, зарабатывая себе на жизнь и на свободную возможность делать свои эксперименты. По-моему, это правильная конструкция", - говорит Гремина.
Опубликовано здесь