Иван Вырыпаев — актер, режиссер и один из самых известных современных русских драматургов — в начале 2000-х впервые вышел на московскую сцену именно в Театре.doc. Сначала здесь показывался его спектакль «Сны», а затем в тандеме с режиссером Виктором Рыжаковым и актрисой Ариной Маракулиной был создан спектакль «Кислород» по тексту самого Ивана, который он исполнял вдвоем с Ариной Маракулиной на расстеленном по полу полотне 2 на 2 метра. Это стало началом прекрасной дружбы, а также быстрой и хорошей славы и для Вырыпаева, и для театра: постановка объездила, кажется, весь мир, пьесу поставили во многих странах и перевели на десятки языков.
Сейчас Вырыпаев постоянно живет в Польше, но периодически приезжает в Россию для реализации различных проектов. Несмотря на плотный график он нашел время и провел в «DOCе на острове» свой творческий вечер в пользу театра, который когда-то катапультой отправил его в «совершенно другие дела», по его собственному выражению. Все средства от продажи билетов на прошедший 8 мая вечер Иван передал на нужды театра, который продолжает налаживать быт своей новой площадки на острове Балчуг.
Желающих попасть на эту встречу оказалось так много, что пришлось достать все стулья и скамейки, а многие пришедшие на вечер, и вовсе, по-простому, сели на полу…
Встреча поделилась на две части. В первой Иван читал свои стихи — совершенно удивительные, напоминающие скорее на современную англоязычную нерифмованную поэзию (одно из них он посвятил Оливеру Лиске — сыну трагически погибшего Казимира Лиске, друга и соратника Ивана). А затем перешел к необычному жанру — молитвам собственного сочинения, в которых перемешались церковно-славянский и современный русский языки. При всей необычности этого «жанра» в нем для Ивана нет ничего удивительного — еще упомянутый «Кислород» критика называла «современными десятью заповедями». А во второй были ответы на вопросы и истории — о том, чем Иван занимался в Иркутске до переезда в Москву, о первых пьесах и первом театре-студии, о работе с питерским БДТ над спектаклем по пьесе «Пьяные» (и, в частности, с Алисой Фрейндлих) и над «Иранской конференцией» — сначала в Польше, затем в московском Театре Наций. И они плавно перетекли в обсуждение вопросов вполне актуальных — о том, каким быть театру, где в нем роль продюсера, почему продюсер должен быть художником и почему всем этим людям не нужен критик.
И еще был разговор о Театре.doc. О его роли в истории современного театра. И о роли основателей театра, руководителя Елены Греминой и худрука Михаила Угарова в современном драматургическом процессе; о заповеди Угарова: «ставят не спектакли, ставят тексты, и им не надо мешать своей игрой». Вырыпаев сам не знал, что Угаров говорил именно так; он не нарочно, просто совпало — у большого художника с небольшим Театром.doc действительно много общего. И это не только история.