Киностудия «Пассажир» и режиссер Елена Демидова собирают средства на фильм об актрисе Театра.doc Марине Клещевой. Съемки шли более четырех дет, средства собираются на монтаж, цветокоррекцию и звук.
Перевести денежные срдства для поддержки проекта можно Здесь
Предистория
Проект не случайно назван «Третья жизнь Марины Клещевой». У нашей героини действительно было три очень разных жизни.
Первая, обычная, резко оборвалась в двадцать лет, когда Марина впервые попала в тюрьму. Попала глупо, почти случайно: пока одни дрались и выясняли отношения, другие за их спиной совершили ограбление. Посадили всех. Потом был короткий период на воле и снова тюрьма, на этот раз надолго.
Это могла быть очередная история сломанной жизни, но Марине повезло. Тогда, в начале нулевых, в тюрьмы пришли работать психологи и правозащитники. А однажды в Шаховской колонии, где отбывала срок Марина Клещева, появились люди из театра и стали ставить с заключенными спектакли. Это был Театр.doc. Именно они открыли в Марине талант. И Марина начинает играть в спектаклях, поет, сочиняет стихи, участвует в тюремной самодеятельности. Это и помогло ей выйти из колонии досрочно.
Выступление на Всероссийском конкурсе песни среди осужденных "Калина красная", 2004 год
Впрочем, это совсем не означало, что новая жизнь начнется автоматически. Старые друзья, город Серпухов, в котором работа для бывшей заключенной нашлась только на рынке, полукриминальная среда – тюрьма по-прежнему рядом. Но через несколько лет в ее жизни снова появляется театр. Директор Театра.doc, драматург и режиссер Елена Гремина, пригласила Марину сыграть свидетельский спектакль о своей жизни.
Одно из первых выступлений в театре, 2015 год
Елена Гремина умела видеть людей, чувствовать их талант. Она зовет Марину принять участие и в других спектаклях театра, помогает ей стать частью новой для нее среды. Марина принимает эту помощь и этот вызов.
Марина Клещева с Еленой Греминой
Начинается трудное освоение новой профессии, нового пространства, начинается новая жизнь – третья жизнь Марины Клещевой.
Спектакль "Подлинные истории людей и богов", Театр.doc, 2016 г.
И начинается наше кино.
Поездка к мужу в тюрьму
Что происходит в фильме:
Мы снимали Марину с самого начала ее новой жизни, наблюдали, как она меняется, падает, поднимается, впадает в отчаяние и ищет способы выжить в этом новом для нее мире. Она первый раз летела на самолете, первый раз выехала на гастроли за пределы России. Ей пришлось учиться разбираться с кастингами, продюсерами, актерскими агентствами и прочими атрибутами непростой театральной и киножизни.
Ее зовут сниматься в кино, и не кто-нибудь, а сам Кирилл Серебренников в фильме «Ученик», а потом Сергей Лозница в «Кроткой». Ей помогают новые друзья, правозащитники и благотворители. Впервые в жизни она поняла, что помощь может быть бескорыстной.
У Гоголь-центра
Но новая жизнь не менее трудна, ее законы еще предстоит изучить. А старая тянет назад. Да, фильмы Лозницы и Серебренникова показывают в Каннах, а значит кусочек славы принадлежит и ей тоже, но жилья в Москве нет, на съемную квартиру заработать не получается, и часто нет денег даже на сигареты.
Кадр из фильма Сергея Лозницы "Кроткая"
Пока Марина снималась у Серебренникова, ее муж попал в тюрьму, а через год единственный сын погиб от руки пьяного товарища где-то в Смоленской области.
Марина с сыном
Съемки в большом кино редкость, поэтому она проходит множество прослушиваний на второстепенные роли бездомных, заключенных, бабушек и соседок. Она талантлива и пробует себя, как режиссер, но ей уже пятьдесят и неизвестно хватит ли сил, времени и таланта, чтобы подняться к успеху и нормальной жизни?
Показ на кинофестивале "Стрелка" на Красном Октябре
Бывали моменты, когда Марина отчаивалась, не верила в себя и свои возможности, была на грани возвращения в прежнюю жизнь, искала работу в Серпухове. Но справилась, выжила, и сейчас она здесь, на нашем берегу. Ей по-прежнему нелегко жить, но она уже другая, она похудела, у нее поменялось даже лицо и глаза.
Спектакль "Для танго двое не нужны", Театр.doc, 2017 год
Впрочем, тюрьма не ушла совсем из марининой жизни. Муж по-прежнему сидит. Вместе с правозащитниками, которые когда-то помогали ей, она сегодня заботится о вышедших на свободу. Когда ее друг Кирилл Серебренников был помещен под домашний арест, она участвовала в кампании в его поддержку. Выходила и на пикеты за освобождение украинского режиссера Олега Сенцова. Поставила в Театре.doc спектакль про тюремную любовь «Для танго двое не нужны», участвовала в спектакле «Правозащитники», задумала новую пьесу о женщинах-большесрочницах, поставила читку пьесы Аллы Тереховой "Моя война". Марина с этого берега помогает тем, кто на том.
Почему важно рассказать эту историю, показать это кино.
Это универсальная история человека, который меняет свою жизнь в самой ее середине. Марина борется со своей судьбой, как античные герои. Недаром в спектакле Елены Греминой «Подлинные истории людей и богов», она рассказывала свою историю, вплетенную в древнегреческие мифы.
Это очень женская, гендерная история. Марина – женщина во всех смыслах этого слова, яркая и сильная, ей приходится решать те же проблемы, что и множеству других женщин. И еще это история про любовь, без которой мало что имеет смысл.
Это история про Театр.doc. Без Елены Греминой и Михаила Угарова ничего бы у Марины не было. Три года назад она теряет их обоих, теперь эта боль с ней навсегда. Но Марина остается вместе с театром во всех его радостях и проблемах, она среди тех, кто не дает театру перестать быть собой.
Ну и самое, наверное, главное - Марина мощная и яркая личность, она смело живет свою жизнь перед камерой. Кино про нее было бы интересным и вне зависимости от всех непростых обстоятельств ее жизни. А уж при всех сопутствующих его просто необходимо сделать!
Съемка для актерской визитки, 2019 год
Избранные эпизоды из будущего фильма