29 августа в «DOC на Лесной» состоится творческий вечер наших друзей Марчеллы Солтан и Дмитрия Арюпина и созданного ими театра черноеНЕБОбелое. Поклонники их невероятных спектаклей смогут задать вопросы. Не знаем, получат ли ответы, и не станут ли эти ответы новыми вопросами и загадками, разгадывать которые придётся самим.
Предваряя нашу встречу, мы попросили Дмитрия Арюпина написать небольшой анонс к этому вечеру, сформулировать, о чём бы ему хотелось поговорить со своими зрителями. Получилась небольшая статья. Делимся с вами. Это интересно, это разговор художника с нами, с миром, с театром. Читайте, вдохновляйтесь, приходите поговорить.
Разговор обо всем на свете и еще кое о чем.
Много веков люди ходят в театр. Они тратят время силы и деньги, которые могли бы им пригодиться для создания более комфортных условий существования. И они возвращаются домой ни с чем. Они не стали богаче, они не стали сытнее, и они не стали спокойнее.
Но история на этом не заканчивается. Часто люди не знают, что же, собственно, произошло в то время, которое они провели в темноте, втиснутые в кресла или примостившиеся на стульчике - что это было?
Потом включается свет и пора по домам, но в твоей жизни появился еще один слой, какой-то закоулок, для которого нет имени и назначения. Это не реальность и не сон, беспокойное и увертливое ничто, выскользнувшее из рук и не позволившее отнести себя домой и показать друзьям и знакомым.
Зачем люди ходят в театр? Неужели им не хватает реальности вокруг - за окном, в транспорте, на работе? Разве им не хватает сна вокруг, из которого они привычно выныривают каждое утро?
Люди ищут своего двойника - только он может засвидетельствовать, что они существуют на самом деле, что их не придумали, не снабдили механизмом, исполняющим нехитрые движения и кукольным голосом повторяющим десяток фраз. Только двойник может заставить их почувствовать собственную реальность в «мире дикого запада».
Об этом стоит поговорить: в перерывах, когда театр превращается в Ничто, в дыру на холсте с нарисованным очагом, мы можем взглянуть на него внимательнее. Вот его место, но сам он отсутствует, все предметы на месте - ни один атом не пропал, но вместо театра - дыра и значит можно, внимательно обшарив свое эго, понять, что же мы потеряли или от чего избавились.
Вот как это чувствовал Арто: «Театр еще не начал существовать; мы еще не родились; нас еще нет в мире; нет еще никакого мира; вещи еще не созданы».
Хорошее начало - нечего сказать. Впрочем, для основы, для разговора лучше подойдет кусочек, которым Рудольф Арнхейм когда-то начал свою книгу:
«Одной из причин, побудивших меня написать данную книгу, явился тот факт, что многие люди, как я полагаю, устали от непонятных, озадачивающих разговоров об искусстве, в которых с претензией на художественную и научную значимость жонглируют модными словечками и выхолощенными эстетическими понятиями, с назойливым упорством отыскивают клинические симптомы, тщательно исследуют разного рода мелочи и сочиняют очаровательные эпиграммы. Искусство — самая конкретная вещь в мире, и никакого оправдания нельзя подыскать для тех, кто затуманивает умы людей, стремящихся узнать о нем как можно больше».
Это уже лучше. Это дает нам шанс или, вернее, множество шансов.
Поговорим о театре и о наших двойниках
29 августа в 20.00 на площадке «DOC на Лесной».
Билеты по ссылке
Марчелла СОЛТАН.
Вместе с Дмитрием Арюпиным создала театр черноеНЕБОбелое (blackSKYwhite, bSw) в 1988 году. С bSw выступала более, чем на 130 фестивалях по всему миру - в том числе Edinburgh Fringe Festival, Glastonbury Festival of performing arts, London Mime, Burning Man, Kontakt, Teatro del Cuerpo, Festival Teatro Europeo, Arts Summit Indonesia, National Multicultural Festival Australia и многих других.
Участвовала в балетных проектах фонда им. Мариса Лиепы, в том числе гала-спектаклях Майи Плисецкой в Париже и Мадриде, Русских сезонах в Каннах, Риге и Ницце. Проводила мастер-классы и тренинги по движению во Франции, Германии, Великобритании, Польше, Румынии, Италии, США, Японии, Корее, Австралии, Индонезии и других странах.
Обладательница многих наград и международных премий, в том числе Furder Prize (Zuercher Teater Spektakel, Switzrland), Zlota Kareta (Kontakt, Poland), Fringe First (Edinburgh Festival Fringe, UK), Total Theatre (Edinburgh Festival Fringe, UK), Prixe de la Critigue (MIMOS, France) и многие другие.
Дмитрий АРЮПИН.
Вместе с Марчеллой Солтан создал театр черноеНЕБОбелое (blackSKYwhite, bSw) в 1988 году. В этом театре поставил 16 спектаклей. С bSw выступал более, чем на 130 фестивалях по всему миру - в том числе Edinburgh Fringe Festival, Glastonbury Festival of performing arts, London Mime, Burning Man, Kontakt, Teatro del Cuerpo, Festival Teatro Europeo, Arts Summit Indonesia, National Multicultural Festival Australia и многих других.
Проводил мастер-классы по различным разделам театральной практики во Франции, Германии, Великобритании, Польше, Румынии, Италии, США, Японии, Корее, Австралии, Индонезии и других странах.
Проводил семинары в очной и дистанционной форме по семиологии театра, аналитической теории театра, особенностях визуального восприятия и принципах создания и управления театральным контентом, - в том числе на базе МФТИ. Организовывал и проводил спектакли театра bSw на площадках традиционной схемы, в том числе Teatro Real, Royal Festival Hall, Espace Cardin, Латвийская Опера, Большой театр, ГКД, Новая Опера и многих других.