Авторская актерская манера
Особое актерское существование на сцене, предполагающее глубокое погружение актера в персонажа, практически полное отсутствие драматизации и театрализации. Суть этого метода Михаил Угаров объяснял одной фразой: «Не играйте». Особое значение он имел в документальном театре, где тексты пьес диктовали новые условия актерского исполнения. Актеры должны были присвоить текст, сделать
его своим, а дальше — не играть роль, а представить на сцене тот или иной социальный тип.
Драматург Саша Денисова в журнале «Сеанс» писала об этом методе так:
«Скажите актеру — «ничего не играй», и он сойдет с ума. Нет, все это было довольно хитрой иллюзией, обманом. Шли в обход и театра, и самого актера. «Ничего нет интереснее, чем когда сидят просто люди и просто говорят», — приводил в пример Угаров. Брехтовский эпический театр подкреплялся структурой его текстов, широтой обобщений, притчевостью, зонгами и так далее. Угаров терпеть не мог никаких обобщений или притч. Но ставил‑то он и делал манифесты времени из текстов Пряжко, Курочкина, Славы Дурненкова. […]
В «Жизнь удалась», программной для него работе, осуществленной совместно с Маратом Гацаловым, Угаров придумал, что начинается спектакль с читки, где есть актеры, а заканчивается драмой, где есть персонажи — и сами же персонажи читают ремарки, что превращает жизнь «одноклеточных», как писали в прессе, в античную драму, дает ей эстетическую рамку. Пересматривая видео сейчас, понимаю аскетичность, пуризм формы, оставляющей живой текст. Другая, традиционная манера игры, воспринималась как фальшивая.
Рассказывая Ксении Лариной в эфире
«Эхо Москвы» о том, как актеры адаптируются к разным типам исполнения, Угаров говорил о том, что они переключаются: «…мне рассказывала Олеся Железняк, что мы с ней работали в этой манере, а потом она побежала на съемки сериала. И она работает так же, как мы с ней. Партнеры на нее уставились, она им закричала: «Подождите, подождите! Я просто с репетиции! Я сейчас переключусь и буду так же фальшиво, как вы, играть».
Будучи сам актером, Угаров обладал своей специфической манерой исполнения, что нередко использовалось в читках на драматургических фестивалях. Однако в большей степени он работал как режиссер и, позволим утверждать, чувствовал себя как режиссер. Когда Игоря Стама номинировали на «Золотую Маску» в номинации «Лучшая мужская роль» (за поставленный Угаровым спектакль «Человек из Подольска»), Михаил Юрьевич у себя в фейсбуке написал: «Почему за актера радуешься больше, чем за себя? Это у всех режиссеров так?»