Премьера «Я и Фрида». Интервью с режиссером Овлякули Ходжакули

29 января 2020 г.
Премьера «Я и Фрида». Интервью с режиссером Овлякули Ходжакули
  • О событии

Актриса Наргис Абдуллаева должна была сыграть Фриду Кало в Лондоне в спектакле режиссёра Овлякули Ходжакули «Красная и Белая Фрида» в 2018 году.
Обстоятельства сложились иначе. Наргис играет Фриду в Москве в спектакле режиссёра Овлякули Ходжакули «Я и Фрида» в 2020 году.
Премьера 9 февраля.


С Наргис Абдуллаевой многие наши зрители хорошо знакомы по спектаклям Театра.doc «Подлинные истории женщин, мужчин и богов», «150 причин не защищать родину», «Мамуйди», «Краткая история русского инакомыслия» и др.

Имя же режиссёра больше известно европейской публике и посетителям международных театральных фестивалей. Овлякули работает с театрами Центральной Азии и Европы. С 2016 года живёт в Лондоне. В Москве его спектакли участвовали в двух фестивалях: Международная театральная олимпиада в 2001— «Король Лир» (театр «Awara») и «Золотая маска» в 2009, 2011 гг. соответственно — «Медея» (театр «Эски Масджид») и «Гамлет-шут» (Ташкентский русский академический театр). С Театром.doc работает впервые.

Как лучше всего представить режиссёра публике? Через его работы. Спектакль «Я и Фрида» вы скоро увидите.
А пока – в преддверии премьеры – наше интервью с Овлякули Ходжакули о мифах и архетипах, из которых вырастает драма; о Фриде и немного Шекспире.

Овлякули, среди Ваших работ особое место занимают античные трагедии, мифы. Почему они так близки Вам?

- Да, это главные источники для меня. Античные темы не отпускают. Я к ним возвращаюсь и возвращаюсь. Вот и сейчас, работая над «Фридой», я обращаюсь к античности, ее мифам и драматургии. Это квинтэссенция смыслов.

Да, жизнь Фриды Кало похожа на миф. Чем так заворожила Вас прекрасная Фрида? Уже второй свой спектакль посвящаете ей.

- Вы знаете, у меня была очень тяжёлая история, разделившая жизнь на «до» и «после». Я должен был продолжать жить, собирая по кускам не тело, но душу. И образ Фриды стал для меня такой поддержкой. Я сделал в Лондоне спектакль по её письмам. И я рад, что сейчас есть возможность в Театре.doc продолжить говорить и размышлять о Фриде.

Наш спектакль будет похож на спектакль в Лондоне?

- Нет. Это будет другой спектакль. Когда меня пригласили в Театр.doc, я заказал новый текст драматургу Женечке Палеховой по мотивам жизни Фриды Кало.

Фрида Вам она напоминает античную героиню? И вообще, почему мифы, античные трагедии до сих пор так привлекательны для человека?

- Потому что эти античные истории жестоки. Они жестоки, как сама жизнь. И в них есть Герои. И Фрида — Герой. Она смогла подружиться со своей Смертью. Она говорит с ней, договаривается. Смерть неизбежна, но она же может подождать. Согласитесь, что дружба со Смертью — абсолютно античный сюжет.

Сложно признать нам, что жизнь жестока. Общество становится гуманнее, отношения людей меняются. Нет?

- Сложно сказать. Мне всё-таки кажется иллюзией то, как сейчас подаёт себя западное общество. Впечатление такое, что все занимаются всеми. Все стремятся быть или казаться толерантными, гуманными. А если взять человека, как он есть — один, маленький человек, он по большому счёту все также одинок и беззащитен. Мы по-прежнему разобщены. Если твоя жизнь разбилась, то нет надежды на других. Только сам человек может собрать себя из осколков. Потому для меня уже много лет так привлекателен образ Фриды, которая буквально и образно именно из осколков себя и собирала.

Даже если ни у кого не будет надежды, главное, что надежда есть у неё. Да, она хромает — эта хромота будет нравиться людям. Говорите — всё? Жизнь отвернулась? Я буду такая красивая, что понравлюсь этой Жизни. Жизнь увидит мой огонь! А со смертью я договорюсь. «Дерево надежды, стой прямо!» — говорит она.

В Москве были показаны три ваших спектакля: «Медея», «Король Лир» и «Гамлет-шут». Скоро Москва увидит «Фриду». Об античных героях мы поговорили. Поговорим о Шекспире? Среди ваших работ несколько его трагедий.

- Я не помню, кто это сказал: «Драматургия на Шекспире закончилась». Отчасти я с этим согласен. Все, кто шёл после Шекспира, они только пытались приблизиться. Да, много хорошей драматургии, но по накалу мало кому удавалось дотянуться до него. И в трагедии, и в комедии. «Наиболее смешная вещь в мире — это трагедия», — сказала Фрида Кало. Звучит парадоксально. Но попробуйте сыграть «Короля Лира» без шута — его смех выводит трагедию на космический уровень.

И есть ещё причина, по которой я выбираю для постановки вещи античных авторов и Шекспира. Я часто работаю с командами, собранными под задачу. Спектакль нужно поставить за короткое время. И я беру драматургию, которую можно делать быстро и даже на расстоянии. Античная драматургия, Шекспир — эпичные произведения. С ними так работать можно — в них вечные темы, в них уже есть спрессованные смыслы, которые понятны нам всем сразу.

Вам нравится работать именно с проектами? Быть свободным?

- Я руководил театрами: у меня были студии, государственный театр. Я в 93-м году снял с себя ответственность за руководство театром. В этом есть и много минусов, и много плюсов. Плюс, это то, что ты можешь постоянно меняться. Минус — это то, что у тебя нет своей труппы. Часто я, начиная работу над спектаклем, с актерами встречаюсь впервые. Мы начинаем репетировать. Мы выпускаем спектакль. Но всегда есть ощущение, что то, что мы сделали это еще не спектакль, это ещё превью. Нам не хватило времени, мы хотим идти дальше, ещё что-то раскрывать и раскрываться. И так бывает, что продолжение следует — мы встречаемся снова, делаем или новый проект, или доводим до нового уровня тот, над которым уже работали. Так сейчас и с «Фридой» происходит — сейчас кажется, что это превью, и будет ещё продолжение нашей работы.

Спасибо! Удачи Вам и будем надеяться на продолжение!