С 18 ноября по 1 декабря в Театре.doc пройдет второй фестиваль автофикшна — направления в современном театре, где личное и общественное неразделимы, а рассказ «я» становится вопросом, который касается всех.
В мире, основу которого составляют конкуренция, индивидуализм и иерархии, автофикшн позволяет переосмысливать личностный опыт, пересобирать его художественными средствами, преодолевать отчуждение между людьми и обретать эмпатию. Автофикшн – своего рода «фабрика по производству эмпатии». Здесь личное становится общим не по умолчанию, а через глубокое со-исследование и сопереживание.
Это искусство, которое обладает трансформационной силой. Спектакль здесь не только архив, но и поступок. Он меняет жизнь – не только авторов и зрителей, но и в целом.
В программе второго московского фестиваля автофикшна «Я-ТЕАТР»:
ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА СПЕКТАКЛЕЙ: 25 ноября - 1 декабря 2025 г.
15 172 (Театральная площадка MOÑ, Казань)
25 ноября в 20.00, «DOC на Лесной», Верхний зал
Танцевальный спектакль-автофикшн Ильдара Алекбаева — редкая попытка превратить тему, о которой обычно молчат, в акт художественного и личного освобождения. Название «15 172» отсылает к порядковому номеру, который Ильдар Алекбаев получил в СПИД центре, когда узнал о своем положительном статусе в 2013 году. Герой сам становится рассказчиком и свидетелем, но его история перестает быть только его личным архивом — зритель вовлекается в общий опыт признания и принятия. Это не театр «о болезни», это театр о жизни, о хрупком доверии к другому и к самому себе.
Шипы. Репетиция. Вход по билетам
метапространство спектакля шипы (Москва)
25 ноября с 12.00 до 16.00, «DOC на Лесной», Зал на втором
Первая часть диптиха Артема Томилова о Саше Шипицине – танцоре vogue и пассионарии в культуре ballroom, преподавателе, кураторе танцевальных фестивалей и одном из создателей бренда одежды RADIVOGA. В структуре ballroom есть своя мировая иерархия статусов, отражающая заслуги в культуре – в 2025 году в Париже Саше присудили статус Легенды, впервые за последние пятнадцать лет человеку из России.
Шипы (Москва)
26 ноября в 20.00, «DOC на Лесной», Зал на втором
Вторая часть диптиха Артема Томилова о Саше Шипицине, танцоре vogue и обладателе статуса «Легенды». Театр встречается с танцем, чтобы заново прожить вопросы успеха и усталости, признания и уязвимости. «Мы окунаемся в тему успешности, глядя на подушку, мокрую от ночных слез», — говорит Артем Томилов. Спектакль задает вопросы о том, что стоит за статусами и признанием.
На память (Казахстан, Алматы)
27 ноября в 20.00, «DOC на Лесной», Зал на втором
Спектакль в формате перформативной лекции Марка Куклина исследует семейные корни и историю Алматы через архивные фотографии и личные воспоминания. Автор превращает частное исследование в общую историю о городе, памяти и утраченных связях поколений.
Что скажет Гульмира (Кыргызстан, Бишкек, Театр 705)
28 и 29 ноября в 20.00, «DOC на Лесной», Верхний зал
Автофикшн Гульмиры Турсунбаевой, одной из самых известных актрис Кыргызстана, в постановке Артема Томилова. Детство, первые пробы в театре, скепсис близких. Учеба в Москве, стремительный карьерный взлет и травмы. Политические перемены, развал Советского Союза и пагубные пристрастия. Предательства, разочарования и новые надежды. Открытость и искренность, с которыми Гульмира рассказывает о своей жизни, беспрецедентны для актерской публичности в Кыргызстане.
-Фавн- [Afternon + evening with Faun] (Израиль, Тель-Авив)
30 ноября и 1 декабря в 20.00, «DOC на Лесной», Верхний зал
Автобиографический проект Артура Астмана, соединяющий театр, танец, сторителлинг, визуальное искусство и даже кулинарный перформанс. В основе — балет Вацлава Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» (1912), скандальное произведение своего времени. Постепенно история Нижинского переплетается с личной биографией артиста: от лагерей советской балетной школы до опыта стриптизёра и участника реалити-шоу в Израиле.
ПРОГРАММА ПАМЯТИ
События программы посвящены проектам и спектаклям, которые по тем или иным причинам остались малозаметными на общем фоне театральных процессов. Они не имели большого проката, фестивальной жизни или критических текстов, но обладали несомненной художественной, социальной и экспериментальной ценностью.
Идея программы памяти: перераспределить внимание и выйти за пределы привычной иерархии и сложившейся системы ценностей. Это особенно актуально, когда дело касается автофикшна, понятие о котором только формируется в театральном пространстве России.
Мы предлагаем вам игру в коллективный перформанс контрдействия. Для участия в нем необходимо прийти на программу памяти, видеть, воспринимать, запоминать и включать все события и впечатления в общий поток рефлексий про театральный автофикшн.
80°: Состав события (Тула)
18 ноября в 17.00, «DOC на Лесной», Зал на втором
Квартирный спектакль Полины Шатохиной о научной экспедиции в Арктику превращался в коллективное общение и совместное проживание повседневных забот. Шедший всего восемь месяцев, он обрел продолжение в книге «Восьмидесятый градус» (Альпина.Проза). Для фестиваля авторы создают новую форму воспоминания об этом редком опыте, где личный дневник морского геолога Елены Поповой становится сценическим событием.
Авторы: Полина Шатохина, Елена Попова, Настя Огурцова, Саша Миндрин, Света Куракова, Нанна Шех.
Где-то там на учебной сцене (Санкт-Петербург)
19 ноября в 18.00, «DOC на Лесной», Зал на втором
Событие состоит из двух частей.
В первой – Артем Томилов покажет видеозапись спектакля «Руки» – своей режиссерско-педагогической работы, которая была сделана им вместе с актрисой Ольгой Власовой на курсе переподготовки в школе Part academy. После показа состоится разговор с Ольгой Власовой – о ее опыте работы с автофикциональным театром.
Второй частью события станет партиципаторный перформанс.
Зрители смогут сами выйти на сцену и озвучить фрагменты книги Еганы Джаббаровой «Руки женщин моей семьи были не для письма», по которой был поставлен спектакль «Руки».
Как я был московским актером (Каракалпакстан, Германия, Москва)
23 ноября в 18.00, «DOC на Лесной», Зал на втором
Возвращение к спектаклю «Шпатель» (2016), который создали Руслан Маликов, Всеволод Лисовский и бывший артист балета – мигрант Аман Караматдинов. Сегодня Аман повар, но история его пути от театра Нукуса до московских подработок сохраняет остроту. На фестивале актеры и режиссеры объединят воспоминания, архивные следы и новую встречу с Аманом, чтобы поговорить о театре, миграции и памяти.
МАСТЕРСКИЕ
Мастерская «яяя» режиссера Артема Томилова
Интенсив для участников со сценическим опытом: чтение и анализ литературы автофикшна, выявление свойств и эквивалентов в театре, написание собственных текстов и их постановка. В программе — погружение в автофикшн-литературу, импровизационные практики и итоговый показ 30 ноября.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СОБЫТИЯ, ЛЕКЦИИ, ДИСКУССИИ
Спокойно, Маша. Попытка говорить об автофикшне без Дубровского.
25 ноября в 17.00, «DOC на Лесной», Зал на втором
Лекция Евгении Ульман о театральном автофикшне: границы и пересечения документального, мемуарного, автобиографического и автофикционального; зрительские установки и критика практик автофикшна.
После лекции - дискуссия.
Регистрация – по ссылке
Соприсутствие (Санкт-Петербург, Москва)
1 декабря в 16.00, «DOC на Лесной», Зал на втором
Междисциплинарное событие. Писательский перфоманс на стыке литературы и театра. Приглашенные авторы создадут тексты об увиденном и услышанном на фестивале и объединят их в единый гипертекст, который станет основой публичного перфоманса.
Регистрация – по ссылке
Команда фестиваля:
Автор идеи и консультант: Елена Ковальская
Кураторы: Артем Томилов и Виктория Холодова
PR фестиваля: Дарья Захарченко
Дизайн фестиваля: Мария Любовникова
Для запросов по аккредитации, интервью и материалов: teatr-doc@yandex.ru; daryaazaaa@gmail.com;
telegram: @vikakholodova (Виктория Холодова); @daryazaa (Дарья Захарченко)
Информационные партнеры фестиваля: